Номер 30 (975), 7.08.2009

О СПЕКТАКЛЯХ И НЕ ТОЛЬКО

В редакцию почти одновременно пришло три письма, авторы которых делятся своими впечатлениями о спектаклях Русского драмтеатра. Публикуя их сразу после закрытия сезона, мы предлагаем нашим читателям поделиться впечатлениями о тех постановках одесских театров, которые они увидели в последнее время. Это тем более важно, потому что впечатления о минувшем сезоне смазались скандалом в Театре оперы и балета. Но ведь были же и интересные постановки, и яркие актерские работы... Вот об этом мы и предлагаем поразмышлять.

А ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Недавно мы побывали в Русском театре, где попали на добрую, веселую и поучительную комедию "Смешанные чувства". Это история двух вдовцов, которые много лет дружили семьями. Она была лучшей подругой жены главного героя, умершей три года назад. Он - лучшим другом мужа героини, которая собирается куда-то переезжать. На самом деле уезжать ей необязательно: героиня бежит от одиночества, боится одна встречать старость в городе, где все ей напоминает о молодости, но рядом с ней больше нет любимого человека. Это невыносимо, и она принимает решение уехать навсегда.

Долго, на протяжении всего спектакля, герои выясняют отношения, преображаясь по ходу действия в юную красавицу и галантного кавалера. Когда-то они прекрасно ухаживали и танцевали, и вот вспоминают, как это делается. И молодеют от этого на десятки лет! Но главное, они так привыкли друг к другу, что не могут обойтись один без другого. Наконец, героиня отказывается от переезда, при том не соглашается выйти замуж, а делает ответное предложение: "Женись на мне". Все это поучительно и трогательно, зрители смеются и восхищаются игрой актеров, в душе остается светлое чувство, которое герои сумели пронести через всю жизнь. Особенно приятно было узнать в исполнителе главной роли любимого артиста Олега Школьника. А пишем мы затем, чтобы сказать театру спасибо за спектакль.

Владислава СТРЕЦКУЛ,
Лидия ВИТКОВА,
школьницы.

ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ТЕАТР, ЕГО НАДО ВИДЕТЬ

Если верить тому, что думают о нашем поколении взрослые, то мы ничего не читаем, ничем не интересуется, только сидим в интернете да ходим на дискотеки. Без дискотек, я вам честно скажу, обойтись трудно. Но театр я тоже люблю. К сожалению, в Измаиле, где я живу, нет профессионального театра, потому, когда я бываю в Одессе, не отказываюсь от возможности пойти в один из театров.

Особенно я люблю Русский театр. В прошлом году посмотрел "Вий" и потом даже почитал Гоголя. А в этот приезд посетил спектакль "Сумерки богов".

Актеры показали жизнь двух знаменитых людей - Веры Холодной и Александра Вертинского. Если честно, то я ожидал чего-то более веселого, и сразу не мог "въехать", что именно хотят показать на сцене. Но потом понял, что и сто лет назад у молодых людей были проблемы, похожие на сегодняшние. Оказывается, и тогда, как и сейчас, употребляли наркотики. Это делал и Александр Вертинский. Его спасла от болезни война. Он начал помогать раненым в военных госпиталях, видел много смертей и понял, где настоящие проблемы, а где - фальшивые.

Если говорить честно, то я далеко не все понял в этом спектакле. Но это, наверное, потому, что мало знаю про ту эпоху. Мне подсказали, что недалеко от театра стоит памятник актрисе Вере Холодной, и я после спектакля подошел, посмотрел на него.

Мне постановка понравилась, и очень жалко, что театр едет на гастроли в Москву и другие большие города, а не к нам. Я точно знаю, что у нас в городе театр бы имел большой успех. В том числе и среди моих ровесников. Потому что если нет возможности пойти в театр, то стоит ли старшим жаловаться, что молодежь ходит только по барам и дискотекам.

Юрий ДЕНИСОВ.

ТЕАТР ПОЛОН

Уважаемые коллеги!

Прошу через вашу газету поблагодарить заведующего литературной частью Русского драматического театра Юрия Ющенко, благодаря которому я смогла посмотреть спектакли театра.

Я театралка, хотя занимаюсь проблемами экономики. Собираясь в Одессу, очень хотела посмотреть спектакли вашего Русского театра, о котором столько читала в последнее время. Благодаря содействию одесских коллег и любезности господина Ющенко я посмотрела прекрасную постановку "Сумерки богов". Этот спектакль меня просто поразил.

Я услышала голос Вертинского, увидела кадры из фильмов с участием Веры Холодной. В памяти зазвучали строки из моей далекой студенческой юности: "Мадам, месье, сеньоры, к чему играть спектакли, когда весь мир - театр, и все мы в нем актеры, не так ли?" Да "к тому" и играть, что "все мы в нем актеры..." Чтобы познать себя, понять другого, испытать катарсис, наконец. Правда, в наши дни более популярно словечко "адреналин" (особенно у молодежи), но это уже к вопросу об "отцах и детях". Мне же было отрадно, что театр был полон представителями совершенно разных поколений: и пожилых театралов, и совсем юных ребят чуть ли не в пляжном "прикиде". Все одинаково восхищенно аплодировали игре актеров.

Сейчас говорят, что в ваш театр ходить модно. Пусть так. Что поделать, если мы, человеки, настолько несовершенны, что не можем прожить без этой хозяйки- законодательницы - моды? Еще в наши дни модно быть знаменитым. Но большинство стремится к признанию именно по этой причине, а меньшинство - потому, что им действительно есть что сказать людям (а чтобы тебя услышали, все-таки нужна какая-то популярность). Из таких личностей - Александр Вертинский. Не касаясь фактической стороны материала и отдавая дань уважения автору (каждый имеет право на творческий вымысел), хочется отметить огромное впечатление, которое произвела постановка. Жанровое своеобразие, многоплановость, эмоциональная напряженность, неожиданные решения обеспечивали зрителям и адреналин, и катарсис, - таким образом каждый мог утолить эмоциональный голод, ради чего, собственно, и пришел. У меня, кроме этого, голод был еще и познавательный, учитывая тему спектакля. За что еще раз огромное спасибо всем тем, кто не дает умереть в наши дни искусству.

Ирина ПЕТРОВА,
журналист.