Номер 11 (956), 27.03.2009

ОТ ПОСЛЕДНЕГО ПОЕЗДА ДО ПЕРВОЙ РАКЕТЫ

(Окончание. Начало в №  10.)

- Все три ваших фильма о прошлом. Не собираетесь ли вы снять картину на современную тему?

- У меня уже написан сценарий, который я хотел бы поставить, но, думаю, из-за финансового кризиса могут быть затруднения. Такие затруднения я предвижу во всем мировом кинематографе. А чтобы снять картину о сегодняшнем дне, нужно написать другой сценарий. На это может уйти год. А что будет через год, пока сказать трудно.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые деятели искусств занимаются политикой? Например, намедни такой неплохой актер, как Гоша Куценко, вступил в партию "Единая Россия" и заявил, что эта партия - будущее страны.

- Я уважаю Гошу, поэтому не могу комментировать его поступки. Но, честно говоря, я немножко вздрогнул. Нет, если это лучше для государства, то он поступил правильно.

(Последнюю фразу Алексей говорит серьезно, но я не могу удержаться от смеха - Е. К. )

- Но опять-таки, честно говоря, если ты актер, то занимайся актерством, не лезь в политику. Как только Актер становится Гражданином, он немножко меньше становится актером, потому что актеры - это люди, которые устроены как-то по-особому и эту особенность нельзя нарушать.

- Как для себя вы решаете вопрос взаимоотношений художника и власти?

- Я не очень сталкиваюсь с властью, потому что живу в Питере, а это достаточно далеко от Москвы. Но, вообще, я считаю, что, дело художника - режиссера, писателя, актера - свои ощущения, недовольство, опасения, боязни, предощущения возможного будущего выплескивать в мир через свое искусство. Я никогда не буду членом каких-то политических организаций. Мне не нравятся большие политические собрания. Мое дело снимать кино и выражать свое мироощущение посредством фильмов. В этом моя миссия. Мне для ее выполнения не нужно лезть в какую-либо партию. И еще. Скажу вам абсолютно честно, как это ни парадоксально, мне Министерство культуры, канал "Россия" помогали. Хотя, казалось бы, должны были сказать, вот у тебя герой фильма - грузин, давай переделывай. Но на этот счет, как вам ни покажется странным, не было ни одного дурного слова. Так вот напрашивается парадоксальный вывод: у нас в России политически активные журналисты нервничают на порядок больше, чем власть. Вот такая в них сидит самоцензура. А так, слава Богу, государство помогает. Мне что-то может нравиться, что-то не нравиться, но я не могу не сказать, что без помощи Министерства культуры мы не сняли бы картину. А врать я не хочу. Понимаю, что это может быть воспринято как-то по-разному, но я говорю честно.

- Как вы расцениваете решение, по которому финансироваться будут только крупные проекты? Не загубит ли такое решение независимое кино, как того опасается, например, Никита Михалков?

- Я давно говорил о том, что это решение может привести к гибели маленькие независимые компании, которые и делают, главным образом, качественные фильмы. Из этих маленьких компаний вышли те, кто сейчас имеет имя в мировом кинематографе. А в больших кинохолдингах, как правило, нет больших успехов. Почему же возникло такое решение? Мне кажется, что еще месяцев 7-8 назад некоторая часть русского истеблишмента поняла, что назревает неизбежный кризис. И он приведет к выходу из кино посторонних инвесторов. И что он же приведет к уменьшению рекламы на телевидении, к уменьшению телевизионных денег и так далее... В этом экономическая логика произошедшего. Кроме того, российские коммерческие фильмы, как правило, проваливаются в прокате. Это всё: сокращение инвесторских и телевизионных денег, уменьшение зрительской платежеспособности и так далее рождает проблему, чем и как возместить падение финансирования кинематографа. Откуда взять деньги на поддержание всех компаний? Отсюда всё это и произошло. Я не эксперт - это мои рассуждения. Но, надеюсь, кто-то все же будет снимать хорошие фильмы, у кого-то это получится, и, слава Богу. Я боюсь просто, что хорошего, независимого молодого кино будет меньше. Что это решение может подрубить ноги у хорошего талантливого поколения молодых российских режиссеров.

- Настанет ли такой светлый момент, когда из кино исчезнет или, по крайней мере, перестанет занимать в нем столько места "чернуха"?

- "Чернуха" - это слово, которое, на мой взгляд, выдумали в начале 90-х годов. Я не очень понимаю, что такое "ЧЕРНУХА". Мой любимый фильм "Облако-рай" - это "чернуха"? Так что такое "чернуха"? По каким внешним признакам судить? Кто-то скажет, "чернуха", а я скажу, "замечательное кино". Я видел фильмы моих друзей, которые вы бы назвали "чернухой", а я назову замечательным кино. Наверное, можно делать прекрасное кино, где и прекрасный герой, и прекрасная героиня, и прекрасные пейзажи, и прекрасная, но сложная любовь. Наверное... Является ли это искусством? Думаю, далеко не всегда. На мой взгляд, такие фильмы вредны для кино.

- Думается, что термин "чернуха" изобретен не в 90-е годы, а пришел из 50-х. Это советский термин, когда о фильмах судили наверху с точки зрения, не очерняет ли картина советскую действительность и советского труженика.

- Я вам скажу, откуда пришел термин "чернуха". Его авторы - люди, которые ничего не понимают в кино, им подавай что-нибудь красивое, как в Голливуде.

- Ощущаете ли вы, как художник, что в современном мире существует глобальное противостояние каких-нибудь минимум двух сил, в частности в кино? Политических, идеологических, кинематографических? Вы чуждаетесь политики, партийности, презираете участие в них, а допускаете ли вы, что, независимо от этих ваших взглядов, от вашего субъективного желания, ваш фильм может играть какую-то роль в этом гипотетическом противостоянии? Достаточно вспомнить кадр, когда не дождавшийся торжества науки мечтатель-врач лежит мертвый, а в космос взлетает ракета. Наш человек - первый в космосе! Этот кадр правдив, он эмоционально очень глубоко пробирает, но он явно будет политически импонировать одной из противостоящих сторон.

- Я отвечу. Я не презираю политику, не чураюсь ее. Я предпочитаю существовать отдельно от нее. Я сижу себе в Петербурге, делаю свое маленькое дело, пытаюсь научиться снимать кино. Но если смотреть вглубь вашего вопроса, то он сводится к тому, насколько велики во мне политические пристрастия и насколько они влияют на мои картины. Очевидно, что в системе координат "про" и "контра" неважно, с какой стороны, но эта картина будет рассматриваться, как некое высказывание. Что тут скрывать... Однако, если бы я не хотел что-то сказать, выплеснуть то, что меня беспокоит, я бы картины не снимал. Так что будь, как будет.

- Вы сейчас начинаете снимать короткометражные фильмы. Что это за проект? Как он доберется до зрителей, если телевидение короткометражек не прокатывает?

- Это проект, который называется "КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ". Это киноальманах, в создании которого участвуют шесть молодых режиссеров. Я, Кирилл Серебряников, Иван Вырыпаев, Петр Буслов, Илья Хржановский и Борис Хлебников. Альманах, возможно, до зрителей доберется. Будет ли этот альманах в прокате, наверное... Не знаю.

- В ваших фильмах снимаются интересные и крупные актеры. В "Гарпастуме" и в "Бумажном солдате" снялась Чулпан Хаматова. Думается, что после "Бумажного солдата" и Мираб Нинидзе не останется незамеченным. Отсюда вопрос: режиссер делает звезду из актера или наоборот?

- Во-первых, я не понимаю, что такое "звезда". Во- вторых, у всех всё происходит по-разному. Хорошо, когда актер у режиссера может проявить все свои лучшие качества. А вообще, я не люблю этого слова - "звезда". Когда я вижу моих артистов, о которых я знаю, что это умные и тонкие художники, снятых обнаженными или полуобнаженными, играющими мускулами, в каком-то глянцевом журнале, я думаю - зачем?

- Какую роль играет для вас пейзаж? Он у вас страшный и странный. Эти грязь, лужи...

- Во-первых, я искал максимально жесткую, неприятную натуру. Мы объездили много степей. В конце концов мы начали снимать у озера Баскунчак, рядом с Казахстаном. Страшное место. В озере ничто не живет. Все живое погибает через четыре дня. Там сплошная соль. То белое, что покрывает в фильме землю, это не снег, а соль. Я искал не Землю и не Космос, я искал какую-то другую планету, место, выпавшее из человеческой системы координат. Во-вторых, я искал ту правду, которая была. В прекрасном фильме "Укрощения огня" Байконур показан как новый город, с новыми домами и так далее. В действительности же в 1961 году никакого города не было. Люди жили в бараках, в землянках. Я хотел подчеркнуть, как НЕПОНЯТНО ИЗ ЧЕГО - ИЗ ГРЯЗИ, ИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ - РОЖДАЕТСЯ ВЗЛЕТ РАКЕТЫ. Когда я выбрал место съемок, вся группа начала стонать и плакать. Никому не хотелось ехать Бог знает куда, жить в бараках, в трудных условиях. Но в итоге, скрипя и плача, группа отправилась за мной.

ПРИМЕЧАНИЕ. И тогда из грязи, холода и преодоления родился замечательный, глубокий фильм.

Елена КОЛТУНОВА.

В первой части статьи (ПФ №  10) в первом вопросе корреспондента (вторая колонка) допущена опечатка. Фразу "поэтому кое-кто вас называет Алексей Герман-младший" следует читать "поэтому кое-кто вас называет Алексей Гурман-младший".