Номер 45 (941), 28.11.2008

ОПЯТЬ ПЛАТИТЬ МЫ БУДЕМ БОЛЬШЕ

"Почему подняли цены на проезд в трамвае и троллейбусе? - негодует семья Волчковых. - У нас трое детей, всем приходится ездить на учебу, так половина заработка будет уходить на дорогу". Подобным вопросом задаются многие наши читатели. Мы попытались найти на него ответ.

С 1 декабря, чтобы проехать в троллейбусе или трамвае, придется заплатить 1 гривну.

- Это вынужденная мера, - объяснил директор КП "Одесгорэлектротранс" Валерий Новиков. - Сегодня парк трамвайных вагонов и троллейбусных машин на 95 % отработал свой нормативный ресурс.

Плата за проезд в горэлектротранспорте не изменялась в течение восьми лет, хотя буквально на все выросли цены. За 2008 г. доходы предприятия (17,2 млн грн) перекрыли расходы на 25 %, в то время как в 2000 г. - на 62%. Обеспечение устойчивой работы транспорта стало напрямую зависеть от дотаций бюджета. Сейчас бюджетное финансирование в 2,4 раза превышает уровень доходов КП. Установление нового тарифа, считает руководитель КП, позволит улучшить финансовое состояние предприятия, повысит качество и безопасность перевозок. А также даст право на увеличение компенсации на проезд льготной категории граждан из бюджета в два раза. Ведь теперь за каждого пенсионера "Одесгорэлектротранс" будет получать дотацию не 50 копеек, а 1 гривну.

Из этого объяснения можно сделать интересные выводы. Фактически пассажирам придется платить дважды. Первый раз - отдать гривну за проезд. Второй раз - компенсируя льготную перевозку, поскольку дотация выплачивается из бюджета, который формируется за счет налогоплательщиков.

Руководитель КП жалуется, что дефицит кадров составляет порядка 30 %. Понятно, что зарплата кондуктора в 600-800 грн не особо привлекает людей. Также требуются водители и ремонтники. Как их привлечь? За счет чего поднять оплату труда?

И фактически тут же он раскрывает "резервы": "Несмотря на то, что существует целая система контроля, часть средств все же не доходит до получателя. Есть недобросовестный контингент среди кондукторов".

В связи с этим напрашивается вопрос: после повышения тарифов теперь в карманах недобросовестных контролеров будет оседать еще больше средств, или же самим предприятием будут приняты меры, чтобы получать доходы в полном объеме?

Правда, обещают чиновники, цена на проездные месячные билеты остается прежней.

- Для нас намного выгоднее, чтобы пассажиры приобретали абонементы, - признался В. Новиков, - потому что эти деньги идут на предприятие напрямую.

Создается впечатление, что КП не может справиться с собственными кондукторами и заставить их сдавать всю выручку. Потому повышает тарифы, чтобы выбраться из финансовых трудностей за счет дотаций госбюджета за льготников.

Также нам обещают, что будут сохранены все льготы: бесплатный проезд для 34 категорий граждан. Остальным пассажирам предлагается приобретать проездные в 15 диспетчерских пунктах с 20-го числа каждого месяца, со времени начала движения электротранспорта до окончания.

По поводу повышения тарифов мы обратись за комментарием в инспекцию по ценам. Нас долго футболили по отделам, потом сказали: "Мы этих документов не видели и ничего сказать не можем. Все решил горсовет. А у нас никакого механизма нет".

ГДЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ПРОЕЗДНЫЕ
Наименование пункта, адресВремя работы
Московская (Черноморского казачества)круглосуточно
Херсонский сквер, 16.00-23.00
Лузановка (Николаевская дорога, 168б)6.20-21.50
Парк Шевченко (Лидерсовский бульвар, 1а)6.28-22.00
Аркадия (Гагаринское плато, 1)6.28-22.00
Якира (И. Рабина, 26а)6.160-22.20
Старосенная площадь, 1)круглосуточно
Куликово поле, 1а)6.15-22.30
11-я ст. Черноморской дороги (ул. Вавилова, 77)6.40-21.00
Пл. Льва Толстого, 16.20-21.40
Застава-1 (ул. Брестская, 6а)6.00-23.00
Суперфосфатный завод (ул. Житкова, 24)6.00-23.00
Архитекторская (ул. Ак. Королева, 87)5.30-23.00
25-й Чапаевской дивизии, 9бкруглосуточно
Приморская (ул. Приморская, 61б)6.20-21.40

Подготовила Татьяна ИНИНА.