Номер 08 (855), 02.03.2007

ОТ ГОРДОГО БАРИНКАЯ ДО СКРОМНЕЙШЕГО УДРИ

Юрий Суренович ОСИПОВ родился в г. Кировограде в 1937 году. Закончил Бакинскую консерваторию, воспитавшую многих замечательных музыкантов и вокалистов. Его путь в музкомедию лежал через ансамбль песни и пляски, где он проработал три года солистом-вокалистом. В жанр оперетты он входил, работая в Пятигорском театре. Но уже через два года, в 1965 году его приглашает на работу такой известный в стране театр, как Свердловский театр музкомедии. Ну а дальше... Как и многих других артистов Юрия Осипова переманил из Свердловска в Одессу Михаил Водяной. И с 1971 года, то есть более 35 лет Юрий Осипов один из ведущих артистов нашего Театра музкомедии.

В начале своей карьеры Осипов блестяще играет "фрачных" героев классической и "нефрачных" героев советской оперетты. Эдвин в "Королеве Чардаша" и Тасило в "Марице" Кальмана с успехом соседствуют с Секретарем обкома в "Кому улыбаются звезды" Александрова. Граф Данила в "Веселой вдове" Легара и Мистер Х в "Принцесса цирка" Кальмана с товарищем Малининым в "Товарищ любовь" Ильина.

Впрочем, после спектакля "Любовь и фантазия" Оффенбаха, где Осипов блестяще сыграл Короля Влана (1982 г.) артист переходит в основном на характерные роли, что вовсе не означает снижения вокальных данных, но дает возможность большего раскрытия актерского потенциала. Поэтому Ферри сменяет Эдвина, Эстергази – Тасило, Барон Зета – Графа Данила... С 1984 года в репертуаре Осипова появляется Дулитл ("Моя прекрасная леди" Ф. Лоу), роль, как говорится, самоигральная и одновременно требующая вокально- исполнительского дара. То же можно сказать о роли Паравичинни в "Мышеловке" Журбина (2003 г).

Мне вспоминается один забавный спор между Юрием Осиповым и не то Донцовым, не то Ковалевским (дело происходило в буфете театра после возобновления спектакля "Белая акация"). Артисты спорили о том, как надо начинать одну из вердиевских арий (уже запамятовала, то ли в "Силе судьбы", то ли в "Бал- маскараде"). Они по очереди раз за разом начинали первые музыкальные фразы этой сложной арии, каждый стоял на своей интерпретации, и не менее получаса фужеры на столах позвякивали, реагируя на раскаты голосов обоих пришедших в возбуждение спорщиков.

В далеко не полном списке партий Юрия Осипова, переданных мне заведующей литературной частью театра, я насчитала более 30 ролей, в том числе его последнюю работу – учителя музыки Удри из мюзикла М. Самойлова "Безымянная звезда" (2006 г.).

В моих отзывах на премьеру этого спектакля я писала о том, насколько обаятельным и трогательным получился образ скромного провинциального учителя, созданный Осиповым. Запомнился его старческий, торопливый бег на уже неуверенных ногах, его переход от ликующей радости человека, чья мечта сбылась, к сочувственной растерянности, когда он вынужден сказать Морину об отъезде Моны...

Что можно пожелать артисту кроме здоровья? Лишь новых, интересных ролей.

На фотографии: Ю. Осипов в роли Удри ("Безымянная звезда" М. Самойлова).