Номер 01 (746), 14.01.2005

КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЛЕГЕНДЫ О МАЛЬЧИКЕ?

Многим знакома легенда о голландском мальчике, который долгую зимнюю ночь затыкал онемевшим пальцем брешь в плотине, тем самым предотвращая наводнение, которое могло разрушить город.

Одесса – это, конечно, не Гопландия, но... Обратимся к некоторым историческим фактам. С 1888 года сточные воды Одессы собирались на так называемых полях орошения, или полях фильтрации, и затем самотеком уходили в Хаджибейский лиман, уровень которого в те годы был ниже уровня моря. В 1932 году со стороны лимана была возведена дамба, которая не только обеспечивала безопасность Пересыпи от наводнения (зтого, собственно, не очень в те годы опасались), но, главным образом, служила дорогой. Это была транспортная магистраль "Объезд г. Одессы".

1941 год внес коррективы. Увеличившийся с ростом города объем сточных вод плюс весенний паводок подняли уровень воды в лимане на два метра выше принятого по Балтийской системе ординара (за ординар принят уровень Балтийского моря). Было вынесено решение о строительстве канала "лиман- море". Начались работы, которые прервала война. Более того, наши войска, оставляя Одессу, взорвали дамбу в трех местах. Промышленный район Пересыпь был затоплен. В 1942 году оккупационные власти провели восстановительные работы и несколько подняли высоту дамбы. Кроме того, было завершено строительство канала "лиман- море". Уровень воды в лимане снизился. Еще больше понизили его засушливые 1946-1947 годы.

Самотечный канал "лиман- море" перестал функционировать, начал зарастать и в конце концов был частично засыпан, поскольку в этом районе начала проводиться интенсивная застройка.

Здесь можно было бы поговорить о недальновидности авторов пятилетних планов, но нас, а особенно жителей Пересыпи волнует сегодняшняя ситуация. Так что продолжим экскурс в историю вопроса. С 1963 года уровень воды в Хаджибейском лимане начал подниматься. Это вынудило поднять высоту дамбы еще на 3 метра (как в истории легендарного города Винеты, жители которого, соревнуясь с наступающим морем, возводили вокруг города высокие стены). Однако уровень воды в лимане рос и становился аварийным (2,2 м выше ординара). Вследствие этого в 1969 году был проведен ряд существенных мероприятий. Построен комплекс сооружений "лиман- море". В него входили: головной шлюз, восстановленный участок самотечного канала длиной 1,6 км, напорный наземный трубопровод до моря и насосная станция (сейчас КНС-25).

Комплекс имел производительность 600 тысяч кубометров воды в сутки. К 1973 году уровень воды в лимане снизился до отметки минус 0,1, притом что очищенные сточные воды продолжали сбрасываться в лиман.

С начала 80-х годов уровень воды в лимане вновь стал расти. В 1986 году была введена биологическая очистка сточных вод. С этого времени стоки с СБО "Северная" стали по самотечному каналу подаваться на КНС-25, откуда они перекачивались летом в лиман, а зимой в море. Однако уровень воды в лимане продолжает подниматься. То, что в последние годы часть воды из лимана по трубам перекачивается в море (примерно 30-50 млн кубометров в год), оказывается недостаточным.

Ситуация стала головной болью экологов разных подразделений.

На заседании пресс-клуба реформ "Порто-Франко" о сложившемся положении рассказывали замначальника управления экобезопасности горисполкома В. Датюк, главный специалист института "Укрюжгипроводхоз", заведующий отделением экологии Одесского регионального отделения академии наук М. Исаков и президент Южного украинского экологического союза В. Осипов.

Беседа с журналистами проходила в разных аспектах. Один из наиболее тревожных тот, что у дамбы нет хозяина. Дорожников волнует только состояние покрытия, управление курортологии (Куяльницкий и Хаджибейский лиманы – это здравницы) просто отмалчивается, рыбников интересует только их отрасль. Одновременно с этим было высказано мнение, что мы давно уже имеем дело не с дамбой, а с плотиной и что лиман превратился в водохранилище, а это уже можно считать комплексом гидротехнических сооружений, который должен иметь свой технический паспорт. У него должен быть хозяин, поскольку комплекс следует рассматривать как объект повышенной экологической опасности. Прорыв дамбы, высокий паводок могут затопить площадь в 25 кв. км. Под водой окажутся жилища и промышленные объекты, в частности "Лукойл".

Наращивать дамбу в высоту больше нельзя. Она не выдержит напора 500 млн кубометров воды. Речь может идти только о ее укреплении и расширении.

Второе направпение разговора касалось тех, ориентировнных на предотвращение экокатастрофы проектов, которые уже существуют.

1. Строительство самотечного канала, проходящего внутри жилой и промышленной зоны параллельно существующему наземному трубопроводу "лиман-море" до железной дороги Одесса-Николаев, далее дюкером (8 ниток труб диаметром 1200 мм и длиной 700 м). Стоимость работ – 85,7 млн грн.

2. Строительство самотечного канала по трассе первого варианта, но с устройством напорной станции от железной дороги Одесса- Николаев с 2-нитевым напорным трубопроводом длиной 700 м до моря. Стоимость этого проекта – 95 млн грн.

3. Прокладка 2 второй нитки напорного трубопровода по схеме напорного перекачивания воды с применением вместо высоконапорных насосов низконапорных. Этот проект позволит снизить энергопотребление в 2,6 раза (стоимость работ 37,1 млн грн, включая административно-технические расходы по строительству). Остается вопрос: позволит ли перекачка меньшего объема воды получить желаемый результат по снижению уровня воды в лимане?

4. Построить новый самотечный канал длиной 7,5 км через поля орошения вокруг жилой застройки, предполагающий строительство новой насосной станции для двух ниток трубопровода диаметром 1400 мм и длиной 1,5 км, проходящих под или над дорогой. Стоимость последнего проекта – 52,6 млн грн.

Можно было бы провести окончательное восстановление старого самотечного канала, но здесь возникает проблема отселения людей из зоны жилой застройки.

Вообще, проблем много, в частности есть проблема опреснения моря в зоне выхода трубопроводов.

Какой из проектов будет принят, пока сказать трудно, каждый имеет свои плюсы и минусы, своих противников и приверженцев среди специалистов.

А пока что у дамбы должен появиться хозяин, ответственный за возможные ЧП. Нужны посты МЧС (впрочем, МЧС внимание дамбе уделяет, понимая, что последствия технической безграмотности ликвидировать ему).

Выбирать проект, искать хозяина дамбе и принимать меры необходимо срочно. Паводок 2005 года уже не за горами.

Елена ГРИГОРЬЕВА.