Номер 52 (745), 31.12.2004

ПОЧЕМУ КРИЧИТ ПЕТУХ?

Согласно восточному календарю в пределах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. Прошедший год проходил под знаком веселой и часто неудачной Обезьяны, в новом году ее сменит Петух.

Петух – древнейшая эмблема вестника рассвета, пробуждения, бдительности, призыва в возрождению и к бою. Как эмблема национального возрождения и бдительности петух помещен на современный герб Кении. Поскольку он изображен с поднятой лапой, с топором и с резко очерченным (вооруженным) гребнем, то, согласно правилам геральдики, такая эмблема означает готовность к бою. Этот смысл центральной эмблемы Кении, отчасти обращенный в прошлое, является историческим напоминанием о восстаниях кенийского народа против английского колониализма и особенно памятью о восстании 1952 года, сыгравшем огромную роль в освобождении Кении. Однако нельзя забывать и о наличии у Кении спорных пограничных вопросов со своими соседями, так что сохранение боевой эмблемы в государственном гербе этой страны, причем наряду с оружием, нельзя считать просто картинкой. Ей, несомненно, придается определенный политический смысл.

Как неофициальная эмблема Франции петух присутствует на знамени Олимпийского национального комитета этой страны. "Галльский петух" (как термин) исторически прочно привязан к Франции, к французам как нации и означает "задиристось, заносчивость". Происхождение этого понятия таково. В Древнем Риме петух расматривался часто как символ заносчивости, задиристости и назывался по-латыни "галлус". Точно также, по совпадению, называли римляне и варварское племя галлов, обитавших на современной территории Франции, являвшейся одной из провинций Римской империи. Постепенно "галлус" – петух и "галлусы" – галлы стали как бы "совпадать", означать одно и то же понятие – "забияка", и тем самым петух уже в римское время превратился в эмблему галлов (французов). Поскольку слово "петух" переводилось на другие языки совершенно иным словом, чем "галлус", и поскольку было необходимо подчеркнуть, что это понятие относится именно к галлам, то в других языках возник термин "галльский петух", являющийся, разумеется, тавтологией, но тем не менее ставший общепринятым во всем мире.

Во время французской революции конца XVIII века, когда молодой республикой широко возрождались различные античные эмблемы, галльский петух появился на государственном гербе Франции и украсил собой французские военные знамена. Наполеон I, став императором, заменил петуха орлом как общепринятой международной эмблемой империй, но в период июльской революции 1830 года вновь вспомнили о галльском петухе, хотя он и не мог уже занять место официальной эмблемы, а превратился с тех пор в неофициальный символ Франции наряду с появившейся в 60-х годах XIX века другой неофициальной символической фигурой – аллегории Франции – Марианной. Но если Марианна олицетворяла собой положительные, симпатичные, мягкие, гуманные стороны французского характера, то галльский петух стал с этих пор символом отрицательных сторон политического руководства Франции – авантюризма, задиристости, несоразмерности политики с реальными возможностями страны, символом заносчивости и самомнения. Именно в таком качестве стал появляться галльский петух в политической карикатуре, в общественно-политической символике. Как видим, древние эмблемы, сохраняя порой свою глубинную суть. в то же время подвергаются серьезной трансформации и переосмыслению на протяжении своего исторического развития. Их смысл иногда меняется по сравнению с первоначальным, но они все же никогда практически не умирают. Де Голль старался реабилитировать эмблему галльского петуха, вводя ее в военные медали как эмблему боевого духа Франции.

Но оставим петуха как тотемный знак исчезнувших неизвестно куда галлов, за который отвечают современные Французы. В русском фольклоре волшебный кочеток (сравним с украинским кочетом) отбивает у боярина мельничные жернова и доставляет их по небу старику и старухе (отголосок борьбы с несправедливостью). Недаром в Греции он посвящался Аполлону и богу врачевания Асклепию. В китайской традиции петух с золотыми перьями, поющий три раза в день: на восходе, в полдень и на закате, и несущий эпитет "небесный", является предком мужского начала, знаком мужской силы и принципа ян. Однако этот ян несет яйца, и от его крика, который исполняет функцию современного будильника, просыпаются люди.

В Южной Африке известен образ черного петуха. Крик черного петуха имеет архаическую основу, хотя в недавнее время был знаком оппозиции черного населения ЮАР.

Петух – символ драчливости и крови. У некоторых народов существуют петушиные бои. Бойцовский дух петуха стал боевым символом готов. Славянские народы при строительстве дома приносили в жертву черного петуха. У русских "пустить красного петуха" означало устроить поджог.

В шумерском эпосе неузнанный Нергал, который проводит под землей 7 дней и 7 ночей, посещая Эрешкигаль, – бог в образе петуха. Он защитник домов и страж, охраняющий от злых духов.

В шекспировском "Гамлете" крик петуха прогоняет призрака, приходящего на рассвете: "Но в этот самый миг запел петух. При этом звуке он метнулся быстро и стал невидимым". Петуху приписывают свойства вестника грядущих бед, бдительности: водруженный на башне, он смотрит во всех направлениях, предупреждая о беде. Этот мотив виден у Пушкина в "Сказке о Золотом Петушке". Петух – знак приближающейся смерти у таких разных народов, как якуты и сваны.

Процессы предания животных огню известны не только в средние века, но и во времена Ренессанса. В 1474 году в Базеле судили и сожгли петуха, которого считали дьяволом, потому что он хотел снести яйцо. Образ петуха связан со знаком отречения. Петр отрекся от Христа, что предсказал сам Иисус ("Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды"). В современном католическом словаре петух отвечает за право сомнения у верующего.

Почему кричит петух? Дьявольские силы слабеют от наступающего рассвета, от крика петуха, возвещающего наступление утра. Вот как эту сцену описывает Гоголь в своем "Вие": "Раздался петушиный крик: первый прослушали гномы. Испуганные духи бросились кто как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь. Но не тут-то было. Так и остались они там, завязнув в дверях и окнах".

Обойдем известную со времен Союза фразу: "Находясь в заключении, Солженицын вставал вместе с петухами" (тут двоякий смысл и второе понятие нехорошее).

Поговорим о более приятном, скажем, о деньгах. Подлинным украшением французской латунной монеты в 50 франков служит утренний певец – традиционный галльский петух, попавший таким образом не только в символику, поговорки и сказки. Листая нумизматические справочники, можно встретить не только французские "кукарекующие" франки. Например, никелевые в 6 пенсов и 20 тамбал (обе Малави), бронзовые в 60 сантимо и 1 франк, имеющие хождение в Мадагаскаре. Попало на монету даже изображение курицы. Это монета в 1 пенни (Ирландия), тоже бронзовая.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Рис. 1 – герб Кении.

Рис. 2 – галльский петух, неофициальная эмблема Франции.

Рис. 3 – эмблема французского национального футбольного объединения.

Рис. 4, 5, 6, 7 – монеты Франции, Малави, Мадагаскара, Ирландии.