Номер 25 (718), 25.06.2004

"ТАВРИЙСКИЕ ИГРЫ": ТОМ ТРИНАДЦАТЫЙ

(Продолжение. Начало в № 24.)

"Тартак", уже выступавший на "Таврийских играх" два года назад, на этот раз привез в Каховку программу, состоящую из уже известных композиций и новых вещей. Живые выступления этого причудливого коллектива – конгломерата разных стилей и музыкальных течений по-прежнему полны драйва и свежести. На этот раз музыканты "Тартака" появились в Каховке не одни, по очереди приглашая присоединиться к себе на сцене и своих друзей из начинающих молодых групп. А пиком их выступления, конечно же, стал момент, когда Положинский объявил со сцены "позахмаровую Катю Чили" и откуда-то свыше (то ли из динамиков, то ли из-под облаков) пролетела запись волшебного голоса, пожалуй, самой талантливой и по-прежнему самой невостребованной певицы Украины. Сама Катя Чили в тот момент лишь виртуально присутствовала в Каховке, напомнив о своем существовании записанным на пленку голосом к дорожке композиции "Тартака" "Поза хмарами" – поистине гипнотически завораживающей и одной из самых сильных вещей, созданных в отечественной музыке в минувшем году.

Любимец скандальных хроник Александр Пономарев на этот раз представил программу, практически полностью состоящую из англоязычных композиций. На что рассчитывают промоутеры и он сам, вдруг осваивая английский и, очевидно, стараясь таким образом выйти на международный рынок, ответить трудно. Что касается основного "шлягера", на который делается промо-ставка, а именно, заполонившей эфир "Baby ticket", то не нужно обладать особыми познаниями в английском, чтобы по достоинству оценить поэтическую вершину песенного стихосложения сего музыкального шедевра. Интересно, что подумает среднестатистический англичанин, услышав песню, в которой три минуты подряд: "Тикит ин энаве лайф... тикит ин энаве лайф... О бейби тикет..." Кстати, во время своего выступления в Каховке неоднократный обладатель титула "лучший певец Украины" настолько увлекся экспериментами с металлическим тембром своего голоса, что в какой-то момент даже закашлялся – а вы как думаете, легко ли долго петь таким хриплым басом?

Украинскую поп-музыку в программе фестиваля на этот раз также представляли Ирина Билык, Ани Лорак, Наталья Могилевская, дуэт "Алиби", трио "Триада" и немного особняком ото всех выглядела Алена Винницкая с достаточно драйвовой программой гитарного звука, заметно выделявшейся на общем фоне "сладкозвучных" отечественных поп-див. Об уровне нашей поп-музыки уже много сказано, и можно долго говорить и спорить о самобытности наших исполнителей и исполнительниц. С другой стороны, нужно признать, что все познается в сравнении, и нынешние "Таврийские игры" позволили в этом убедиться сполна. Все украинские исполнители достаточно профессионально выступали вживую в сопровождении своих музыкантов, а после них на сцену выходили раскрученные российские "звезды" и бесцеремонно пели под фонограмму. Что касается использования в этом году россиянами "фанеры", то это – отдельная история. Поскольку "Таврийские игры" позиционируют себя как фестиваль живого звука, то на завершающей пресс-конференции журналисты напрямую вопрошали оргкомитет о том, почему россияне поют под фонограмму, что было заметно даже непосвященному. Организаторы также не скрывали своего раздражения, хотя официально подтвердили использование фонограммы лишь в отношении одного исполнителя – Андрея Губина. Президент фестиваля Николай Баграев даже вдоволь поиронизировал над "мальчиком-бродягой", сообщив, что уже после концерта, на фестивальном корабле-гостинице, Губин вживую импровизировал на джем-сейшене в неформальной обстановке, и всем стало понятно, что лучше бы он этого не делал. Что касается других "подозреваемых фанерщиков" – "Глюкозы" и "Рефлекса", то поскольку от организаторов из вежливости публично компромата не прозвучало, журналистам оставалось лишь вспоминать, как во время выступлений они пытались уловить моменты, когда то, что они слышали из динамиков, не совпадало с тем, что они видели на большом экране.

По словам оргкомитета, те артисты, которые осмеливаются выступить на "Таврийских играх" под фонограмму, тем самым грубо нарушают условия участия в фестивале и больше никогда не получат на него приглашения. Так что, судя по всему, нынешнему составу "российского фанерного поп-десанта" перспектива снова появиться на "Таврийских играх" уже не светит никогда. Ну а для зрителей вопрос: что лучше – "фанера" или "живой звук", ответа не требует. Под "фанерные" выступления, напрочь лишенные возможности установления полноценного контакта между артистом и залом, публика начинают быстро скучать. Тогда как живые концертные программы профессиональных исполнителей всегда несут в себе заряд энергии. Живая отдача зала во время выступлений на "Таврийских играх" мрачновато-отстраненной "Агаты Кристи" или веселых белорусских "Леприконсов" – тому лучшее подтверждение. Зрители "Таврийских игр", съезжающиеся на фестиваль в Каховку со всей Украины, к живому звуку привыкли, и "отучить" их от этого уже невозможно – в этом один из несомненных плюсов и достоинств этого фестиваля.

(Окончание следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

На фото пресс-центра "Таврийских игр": Ирина Билык на фестивальной сцене.