Номер 13 (706), 02.04.2004

О РИХТЕРЕ И НЕ ТОЛЬКО

Музыкальная одессика пополнилась еще одним томом. Книга В. Максименко "Святослав Рихтер: одесские страницы и не только" посвящена музыканту, чье имя является гордостью Одессы, и его ближнему окружению. Это не биографический очерк, располагающий события жизни знаменитости в линейном порядке. То, что написал В. Максименко, скорее из области рихтерианской феноменологии. Пианист включен в орбиту родственников (отец, мать, отчим, жена), друзей, коллег и знакомых, близких и не очень, учителей и учеников. Особый интерес автора вызвала тема "Рихтер и Одесса", до сих пор не получавшая должного воплощения.

В. Максименко провел титаническую работу по сбору материала о своем персонаже. Трудился автор не только в архивах, но также собрал множество "живых" свидетельств у тех, кто знал Святослава Теофиловича, его семью, учился вместе с ним, наконец, просто соседствовал. Книга многое проясняет в биографии пианиста, исправляет некоторые ошибки, связанные с теми или иными фрагментами его жизни в Одессе, а главное – она свободна от вредного пиетета перед гигантской по своим человеческим и профессиональным измерениям личностью. Рихтер – персонаж рассматриваемой книги – лишен котурнов, он показан со своими слабостями и противоречиями, ничуть не умаляющими масштаб его дарования.

Каждый факт биографии музыканта неоднократно тщательно проверен, отобран и еще раз перепроверен, может поэтому многое из известного ему о Рихтере, В. Максименко в свою книгу не включил, посчитав фактор верификации неполным. Это придало оттенок эскизности его исследованию, что нельзя поставить в упрек автору, не претендующему на биографическую монолитность. Вот то, что предстало перед читателем: очерки о Рихтере и Одессе, Рихтере и семье, Рихтере и учителях, Рихтере и его немузыкальных увлечениях, наконец, Рихтере глазами других людей.

В. Максименко не побоялся затронуть довольно деликатные стороны жизни пианиста: его неоднозначные отношения с матерью, по словам самого Святослава Теофилофича, "дамой... слишком светской", отчимом С.Кондратьевым. Автор не ставит точек, не пытается выступить арбитром, он лишь довольно тактично приводит мнения, подчас достаточно разнополярные, не позволяющие однозначно оценить кого-либо из перечисленных в книге персонажей.

Главным действующим лицом книги, кроме, разумеется, самого Святослава Рихтера, является Одесса, "город, который я всегда вспоминаю с тоской". Это тоска ностальгическая, ведь детские и юношеские годы музыканта прошли здесь. Это тоска, вызывающая боль, ведь в этом городе был казнен его отец. Одесса сформировала Рихтера как пианиста, в Москву он приехал с уже четко сформированными целями, зная, чего он хочет от жизни и профессии.

И еще одно достоинство труда В. Максименко. Это публикация многих до сих пор неизвестных музыковедению фотографий Рихтера, его родственников и знакомых.

Анатолий БАКАНУРСКИЙ, доктор искусствоведения.