Номер 07 (700), 20.02.2004

"ВСЕ НА ПРОДАЖУ"

(Окончание. Начало в №№ 5, 6.)

Завершая вторую, личную часть, статьи я хочу напомнить, что за 85 лет существования Одесской киностудии в анналы ее истории вошли такие громкие имена, как имя петра Чардынина, Леся Курбаса, Ивана Кавалеридзе, Георгия Тасина, Марлена Хуциева, Феликса Миронера, Владимира Брауна, Станислава Говорухина, Киры Муратовой, Вилена Новака... Список можно продолжить. Во дворе киностудии установлен памятник Великому Бучме. Фасад киностудии украшают барельефы с портретами работавших на ней Александра Довженко, Василия Шукшина, Владимира Высоцкого, Григория Колтунова, Геннадия Збандута. Много ли найдется директоров киностудий, которым бы, как Геннадию Пантелеймоновичу, была установлена мемориальная доска? Думаю, что этот прецедент едва ли не единственный. В чем я точно убеждена: ни один из сменивших его директоров не заслужил такой чести.

Не буду снова перечислять все лучшие фильмы Одесской киностудии – они назывались многократно. Отмечу лишь, что картины, выпускавшиеся здесь, отличались высокой гуманностью. Они были добрыми, светлыми, даже в тех случаях, когда картина заканчивалась трагически.

А сколько детских фильмов выпускала Одесская студия, соревнуясь со студией детских художественных фильмов им. Горького!

Одесскую студию всегда называли кузницей кадров.

Именно на ней начинали и отсюда выходили мастера кинематографии, которыми гордилась страна.

Когда есть славная история, есть традиции, поневоле боишься, чтобы они не были утрачены.

Акционирование киностудии, расположенной на Французском бульваре, действительно может обернуться бедой. Я разделяю опасения членов Союза кинематографистов. Очень жаль, что даже голодовка режиссера Л. Павловского, объявленная в знак протеста против того, что студии не дают статуса НАЦИОНАЛЬНОЙ (этот статус стал бы для нее охранной граммотой), не возымела действия. Не посчитали чиновники, что Одесская студия с ее славным прошлым, с ее традициями – это национальное достояние. Да что чиновники! Странную позицию заняла тогда главный редактор студии Т. Хмиадашвили. В своих высказываниях, прозвучавших по телевидению, она... резко осудила коллегу-режиссера за действия, которые можно было бы назвать актом мужества.

Удивила меня и позиция некоторых газет, которые нынешнюю ситуацию расценивают, как тоску по "библейским" временам. Я не против того, чтобы традиции называли "библейскими". Библия писалась на века и тем самым увековечивала принципы морали. Но обновление студии, если она останется студией, не должно происходить за счет перечеркивания старого. Когда уйдут со студии те, кого для удобства нынче списывают в "старики" (хотя творцы молоды пока творят), то кто придет им на смену? Кинофестиваль "Молодость" показал, что достойной смены в Украине пока нет. И если исчезнут такие кузницы кадров, как Одесская киностудия, то они и не скоро появятся. Ведь кадры куются людьми, теми самыми "стариками", которые нынче не в чести у начальства.

Я не знаю, чем кончится конфликт. Очень хотелось бы, если даже в этом конфликте победят чиновники и директором останется их креатура Ольга Неверко, чтобы она смогла достойно возглавить такое сложное многопрофильное производство, как кинопроизводство.

У меня нет оснований сомневаться в искренности тех людей, чьи высказывания были приведены в подборке мнений сотрудников студии (газета "Одесский вестник"). Правда, это была именно "подборка", поскольку в ней прозвучали только высказывания за Неверко, но каждый журналист и каждый работник студии имеют право на свое мнение. Как говорится, Бога ради...

Вот и я высказала свое мнение и свои опасения. Возможно, они прозвучали несколько эмоционально. Что поделаешь, я лицо заинтересованное! Заинтересованное в судьбе Одесской студии, с которой у меня – через моего отца кинодраматурга Григория Колтунова – связана вся жизнь. В парк студии я ходила на прогулку с моим детским садом. Здесь (в дворике, ныне занимаемом СКУ) мы жили с 22 июня, почти до 1 сентября 1941 года, когда отец – начальник сценарного отдела вынужден был взять на себя исполнение обязанности директора студии и руководить ее эвакуацией. Я могла бы многое рассказать о мечущихся по небу над студией прожекторах, о вое сирен и поведении людей во время бомбежки (рядом со студией находился штаб, в который целились немецкие бомбардировщики); о поисках шпионов-сигнальщиков, скрывающихся на обрывах, примыкавших к киностудии и подававших сигналы осколками юпитеров, высверкивающих в прерывистом – из-за быстро бегущих по небу облаков – свете луны; о так называемых щелях, изуродовавших студийный парк о Юрии Олеше, которого, чтобы "занять его нужным делом", отец посадил на яуф с кинопленкой "охранять студийную казну"... И после войны наша жизнь была связана с киностудией. Отец стал членом худсовета и оставался им до конца жизни. Здесь, на студии, снимались его фильмы...

Нет, не могу я остаться безразличной к судьбе Одесской киностудии. Безразличие – это прерогатива чиновников.

Елена КОЛТУНОВА.