Номер 05 (698), 06.02.2004

"ВСЕ НА ПРОДАЖУ"

Кавычки в заголовке статьи подчеркивают то, что ее название не просто совпадает, а сознательно заимствовано у великого польского режиссера Анджея Вайды. Так он назвал свой фильм о кино, о кинематографе, об обесценивании чести и традиций, о торговле талантом.

Этот материал также о кинематографе, и хотя фабуда повествования будет иной, но речь снова пойдет о торговле традициями, разбазаривании талантов и достояний культуры. Словом, речь – об ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ.

В региональном пресс-клубе реформ состоялась пресс-конференция, созванная по инициативе правления Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.

О положении, сложившемся на Одесской киностудии, журналистам рассказывали председатель правления областного отделения НСКУ журналист, кинодраматург (штатный сценарист Одесской киностудии) Рудольф ОТКОЛЕНКО, заслуженные деятели искусств Украины кинорежиссеры-постановщики Ярослав ЛУПИЙ, Валентин КОЗАЧКОВ и оператор-постановщик Леонид БУРЛАКА, режиссеры-постановщики Наталья ЗБАНДУТ и Леонид ПАВЛОВСКИЙ, директор фильмов, член ревизионной комиссии Союза кинематографистов Алла МЕЩЕРЯКОВА.

Поскольку претензии, высказанные на пресс-конференции, относились к ряду лиц, ни одно из которых в пресс-клубе не присутствовало, то прежде, чем писать этот материал, по журналистской этике следовало бы выслушать и вторую сторону. Однако возможность встретиться с министром культуры Юрием Богуцким, или его заместителем по делам кинематографии Тимофеем Коханом, или с начальником управления кинопроизводством Николаем Мазяром представляется мне нереальной. И даже на разговор с представителями облгосадминистрации я не надеюсь (хотя бы потому, что, по словам Р. Отколенко, ему самому оказалось сложным добиться откровенного разговора со всеми вышеупомянутыми лицами).

Поэтому мне остается только максимально точно передать то, что было сказано на пресс-конференции гостями пресс-клуба, изложить их точку зрения. Однако у меня есть и свое личное отношение к происходящему, его я выскажу отдельно. Так что материал я разбиваю на две части "протокольную" (т.е. написанную по выступлениям кинематографистов) и личную.

Часть 1. "ПРОТОКОЛЬНАЯ"

Хотя эта часть названа "протокольной", я не буду, как в протоколе, отмечать, что конкретно сказал каждый, поскольку сказанное одним, тут же дружно подтверждалось остальными, дополнялось и развивалось. Итак. Одесская киностудия, по словам членов СКУ, оказалась заложницей и жертвой чиновничьего произвола. Против этого произвола, грозящего студии гибелью, и выступают кинематографисты. Кино в Украине, как, впрочем, во всем СНГ, пришло с момента распада СССР в упадок. Однако в России сумели преодолеть кризис в кинематографии, и запуск фильмов там происходит достаточно интенсивно. В Украине же из трех киностудий – Киевской, Одесской и Ялтинской – остались лишь две, так как вскоре после акционирования Ялтинской студии все 100 % акций оказались в руках российской компании "Поликом-Вест". Известно, что студию Довженко сейчас тоже лихорадит (N.B. Впрочем, как и многие другие очаги культуры в Украине. Лишь на днях по ТВ прошел сюжет о противостоянии коллектива Киевского театра оперетты чиновникам, собирающимся его акционировать – Е. К.). Что же, в частности, происходит на Одесской киностудии? Некогда знаменитая киностудия, выпускающая замечательные фильмы, пользующиеся такой любовью, что именно их телевидение демонстрировало в праздничные дни (из-за этого студию прозвали "ДАТСКОЙ") находится на грани уничтожения. Производственные цеха в плачевном состоянии, уволены почти все творческие работники высшего эшелона (осталось не более 6-7 человек), из редакторского отдела уволены все, кроме главного (теперь уже единственного) редактора. Если на студии раздается традиционное "мотор", то это значит, что снимает какая-то российская группа, арендующая площадку. Но чаще всего арендаторы далеки от искусства вообще и от кинопроцесса в частности. Деньги, полученные за сдачу студийных помещений в аренду, идут, по словам кинематографистов, не на закупку нового оборудования (вся старая кинотехника устарела физически и морально), а на покупку мебели. В гипотетическом случае запуска полнометражного фильма, он, снятый по старой технологии, при отсутствии системы Dolby Digital будет иметь прокат лишь в стареньких кинотеатрах на окраинах. Что уж тут говорить о выходе на международные экраны. Впрочем, Кира Муратова, Виллен Новак и в последнее лето Леонид Павловский снимают свои ленты (имена Муратовой и Новака привлекают продюсеров), но проявлять пленку приходится в Киеве.

В создавшемся в последнии годы совершенно уже критичеком состоянии киностудии Союз кинематографистов обвиняет директора студии Т. Яворскую. Обвиняет не только устно. В адрес Министерства культуры было отправлено на 11 страницах письмо от правления Одесского отделения СКУ с обвинениями Т. Яворской в 32-х нарушениях. Ответ до сих пор не посучен, комиссия для разбирательства жалобы не назначена.

Одновременно в связи с окончанием контракта Т. Яворской возник вопрос о назначении нового директора. Одесские кинематографисты предложили кандидатуру режиссера Я. Лупия как человека творческого, понимающего нужды кино как сиюминутные, так и в перспективе. После ознакомления с его "Программой вывода Одесской киностудии из кризиса" (в разработке программы принимали участие и другие творческие деятели), 98 членов Союза и сотрудники киностудии поддержали предложение правления.

Более того, в телефонных переговорах и даже в одном из писем киевские чиновники заверили, что утвердят выдвинутую кандидатуру. Вечером 25 декабря 2003 года в разговоре с Киевом Отколенко еще раз услышал, что директором будет назначен Я. Лупий. А 26.12.03 вышел приказ о назначении директором О. Неверко – человека далекого от творчества, имеющего к кино отношение постольку, поскольку она занималась дистрибьюцией кинопродукции.

О. Неверко сразу поставила вопрос об акционировании Одесской киностудии (правда, позже она заверила, что акционирование состоится не ранее чем через 5(?) лет). Интересно, что своим заместителем по коммерческой части она назначила ту же Т. Яворскую. Киевские чиновники объясняют такую более чем странную рокировку тем, что так было угодно Одесской облгосадминистрации.

Более месяца между Одесским отделением союза и министерством идет борьба за то, чтобы министерство удовлетворило требования правления и пожелания подавляющего большинства творческих работников Одесской киностудии и назначило на должность директора студии Ярослава Лупия.

В розданном перед пресс-конференцией журналистам пресс-релизе члены правления СКУ пишут:

"Убеждены, что в назначении на должность гендиректора Одесской киностудии О.Я. Неверко заинтересованы чиновники Министерства культуры и искусства Украины, дабы сокрыть факты коррупции, связанные с целенаправленным развалом Одесской киностудии, колыбели отечественного киноискусства. Требуем отмены приказа о назначении О.Я. Неверко на должность гендиректора Одесской киностудии и немедленного расследования обстоятельств, приведших к этому назначению".

Игнорирование мнения одесских кинематографистов в вопросе о назначении директора, по мнению большинства творческих и технических работников студии, лишь последнее звено в борьбе за киностудию, территория которой благодаря ее размещению у моря является лакомым кусочком.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.