Номер 39 (677), 10.10.2003

ПО СЛЕДАМ ФЕСТИВАЛЯ ПОЛЬСКИХ ФИЛЬМОВ

(Окончание. Начало в № 38.)

Итак, мы снова возвращаемся к фестивалю польских фильмов, проходившему, как всегда, в первых числах сентября в к/т "Одесса".

Фильм Войцека ВУЙЧИКА "Туда и обратно" в какой-то мере можно отнести к детективу, сшитому на политической подкладке. Материалом для "шитья" послужила подлинная история ограбления почтового фургона, произошедшая в Польше. Преступники, похитившие большую сумму денег, так и не были найдены. Сценарий фильма – это одна из версий ограбления. Детективное начало киноленты – тайна того, кто в свое время выдал польским органам героя фильма – врача, по сей день находящегося за свое военное оппозиционное прошлое "под бдительным надзором" соответствующих структур. Но для искушенного зрителя эта тайна, конечно, тайной не является. Очевидно, что "предатель" – это бывший соратник, сегодня помогающий врачу вырваться из Польши, обрести вновь дочь, любимую женщину и свободу. Благородный герой-врач отказывается от свободы, купленной ценой крови (во время нападения на фургон серьезно ранен один из охранников), но счастливый случай помогает ему легально вырваться из страны, где невозможно вольно дышать.

Отлично скроенный сценарий, отлично сшитый фильм (я невольно продолжаю портновскую терминологию), отличные актерские работы. Думается, что картину, скорее, даже можно отнести не к детективу, а к авантюрной ленте. Но главное, не точное определение жанра, а то, что фильм захватывает и держит зрителей от первого кадра до последнего. "Туда и обратно" – лучший польский фильм 2001 г.

"Привет, Терезка!" – картина режиссера Роберта ГЛИНСКИ. Картина о незащищенности детской души. О пагубности разлада в семье, где воспитание идет по принципу маятника: отец говорит "нет", мать говорит "да" и наоборот. О готовности одинокого ребенка пойти за теми, кто проявит к нему хоть толику участия (пусть за ним и стоит предательство, но не наивной девочке сразу разобраться в том, что есть добро, а что – зло). Фильм кончается трагически. Доведенная до отчаяния тяжелой жизнью (действие происходит в Польше в трудный период перемен), предательством подруги, одиночеством и нравственной грязью окружающих ее людей, героиня в состоянии аффекта убивает калеку-соседа. Как рассказывал мэр г. Лодзи Ежи Крапивницкий, открывший фестиваль, подобный случай был в Лодзи. Черно-белая лента сделана лаконично, почти в репортажном духе. Каждый кадр, каждый план необыкновенно выразителен. Блестяще справляются со своими ролями юные исполнительницы главных ролей Александра Гетнер и Каролина Собчак. Нравственно-психологические изменения в душе и поведении героини не только убедительно выстроены в сценарии, но и не менее убедительно переданы Александрой Гетнер.

Фильмы на фестиваль отбирал (и он же представлял их) директор музея кино г. Лодзи Мечислав Кузмицкий. Для открытия фестиваля пан Кузмицкий выбрал фильм "Эдди" режиссера Петра ТШАСКАЛЬСКИ. "Эдди" – трогательная мелодрама, в которой рассказывается об искалеченной судьбе "опустившегося на дно" благородного человека, ставшего сборщиком металлолома, ютящегося в каком-то заброшенном подвале, вместе со своим добрым, но темным и наивным напарником. Радостью для Эдди остаются книги, которые он находит на тех же помойках, что и выброшенные кастрюли или холодильники. По ложному обвинению в изнасиловании Эдди калечат уже в прямом смысле, лишая его мужских достоинств, братья беременной "жертвы" – известные бандиты, подпольные торговцы водкой. Да еще навязывают ему новорожденного. Малыш приносит Эдди счастье и ощущение полноты жизни, но по первому требованию он возвращает ребенка матери, простив ей ложь, которая чуть не стоила ему жизни. И снова подвал, снова тяжелая тачка с металлоломом, потому что главное – это жить в ладу с самим собой. В фильме поражает не только режиссерское прочтение, интересны планы, удачные решения, скажем, чередование темных и светлых кадров, соответствующих настроению момента, но просто удивительная операторская работа. Оператор Кшиштов Птак снимает так, что фактура предметов, на которые направлена его камера, приобретает свой язык. Шапка пены на пиве оказывается состоящей из множества отдельных пузырьков, в каждом из которых, как в зеркале, как в фасеточном глазу насекомого отражается жизнь. О работе Птака, буквально о каждом кадре можно говорить много. К сожалению, газетная публикация не дает такой возможности. Очень трогателен и убедителен в роли Эдди Генрик Голембовски. Весь актерский ансамбль, среди которого есть немало непрофессиональных актеров, играет органично и достоверно. Фильм был встречен критикой и публикой как сенсационный. На кинофестивалях в Берлине, Кливленде, Ньюпорте картина была отмечена призами. Кроме того, фильм был выдвинут на "Оскара".

Вот такие фильмы были представлены на суд одесских зрителей. Фильмы, свидетельствующие о том, что польский кинематограф делает новый виток в своем развитии.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: кадр из фильма "Эдди" (режиссер Петр Тшаскальски).