Номер 37 (680), 26.09.2003

"ДЖАЗ – ЭТО СВОБОДНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ"

Так провозгласили устроители и ведущие III "ДЖАЗ-КАРНАВАЛА В ОДЕССЕ-2003". Судя по четырем вечерним концертам, прошедшим в рамках джазового фестиваля (3 вечера в Украинском театре, четвертый – на Театральной площади), они правы. А безнадежно устарела формулировка, данная в энциклопедическом музыкальном словаре, изданном в 1966 году: "джвз – род увеселительной музыки, преимущественно танцевального характера. Возник на рубеже XIX-XX веков в США. Истоки дж. восходят к импровизационным формам народного музыкального творчества негров... Особенности дж. ...повышенная эмоциональная насыщенность исполнения, доходящая до экстатичности". Последнее сомнений не вызывает. А что касается остального, то определения ЭМС можно отнести лишь к частным случаям. Ну можно ли назвать увеселительной и танцевальной ту музыку, которая в третий вечер прозвучала в коллективном ипровизационном исполнении французского дуэта Бруно Токанне (барабанщик и бэндлидер) и Катрин Делонэ (кларнет и саксофон), трио Шилклопера (без Шилклопера, еще 14 сентября отбывшего на ПМЖ в Германию) в лице уникального контрабасиста Владимира Волкова и не менее уникального знатока русского фольклора Сергея Старостина (вокал, кларнет, народные инструменты) и примкнувшего к ним нашего замечательного пианиста Юрия Кузнецова. Их спонтанная импровизация была любопытна, шикарна, она во всех смыслах производила оглушающее впечатление. Но было не веселье, а был труд. Возможно, более короткое выступление того же состава в том же ключе оставило бы какое-то впечатление кроме усталости и мыслей о том, что музыканты, увлекшись, забыли о сидящих в зале. И вообще, что в одну телегу впрягли коня и... ну не трепетную лань, но кого-то отличного от коня. Сам по себе дуэт Бруно Токанне лично мне показался не очень интересным. Осталось впечатление каких-то искусственных кундштюков (например, игра на кларнете, опущенном в ведро с водой). Впрочем, ведущие предупредили, что французский джаз – это отдельная страница в мировой джазовой музыке.

Что же касается Старостина и Волкова, то если согласиться с тем, что любая импровизация, в том числе на фольклорные темы – это джаз, то впечатление они оставили потрясающее. особено исполнение русских, рязанских (кстати, по гармониям очень похожих на гуцульские) песен. Старостин импровизировал не только вариации мелодии, но и текст. Хотя порой проскакивали и знакомые фразы типа "Последний нонешний денечек..." В общем, джаз это или не джаз, но было просто очень здорово.

Собственно, размышления, что есть джаз, или лучше скажем так – что есть современный джаз, привели меня к трем выводам.

1. Ни в какие музыкальные энциклопедические словари заглядывать не стоит (слава Богу, я обратилась к словарю 1966 года, а не 1956-го, вот там как раз и было бы, что джаз – растлевающая музыка загнивающего Запада).

2. Что Европа и вообще белые решили ограбить бедных негров, забрав у них приоритетное право считать, что джаз – музыка черных, так как он родился из импровизации народного творчества темнокожего населения Америки.

3. И что первыми джазистами мы имеем полное право считать якутов, эвенков и других певцов всего, что попадает на глаза, когда едешь по пустынной тундре.

Впрочем, кто мы? Украина к якутам отношения не имеет. Но уверена, что наши родные скифы тоже импровизировали на скаку. Тем более, что лошадинный галоп лучше синкопирует мелодию, чем плавный бег оленя.

Во всяком случае киевский коллектив Er.J. Orchestra, завершавший концерт первого вечера, в своем творчестве широко использует современные электронные и акустические инструменты, интересно сочетая джазовую, фольклорную и современную оркестровую музыку. Хотя последняя фраза переписана прямо из проспекта, но я, как человек присутствовавший на всех концертах, подтверждаю: да, действительно "сочетает" и действительно "интересно".

Но что еще более интересно, это то, что речь идет о сочетании, а не о тождественности.

Здесь наш читатель может недоуменно воскликнуть: "Русские, французы, украинцы! А где же узаконенные в справочниках, пусть и "устаревших", родители джаза – негры?

Отвечу, негры, то есть, простите, афроамериканцы были, правда, в единственном числе, но зато...

Штат Северная Каролина славится своими джазовыми традициями, в ней даже есть джазовый университет. На III "Джаз-карнавале в Одессе-2003" из Северной Каролины приехали три выдающихся джазовых исполнителя: Стив Хайнс (контрабас), Джон Сэлмон – академический пианист, обладатель ряда престижных премий, и Томас Тэйлор – один из лучших барабанщиков Восточного побережья (вот он как раз и негр). Трио Haines-Salmon-Taylor играет мейстрим. Вариации рояля, глубокое звучание контрабаса (Хайнс играет на нем, как на бас-гитаре), виртуозно рассыпанные бреки ударника то и дело прерывались аплодисментами и одобрительными выкриками из зала.

Вот еще одно отличие джазового исполнения от исполнения классики. В последнем случае не принято аплодировать даже в паузах, после окончания одной из частей музыкального произведения. На джазовых концертах публика чувствует себя раскованно. Свистки (одобрительные), вопли, аплодисменты, топанье и т.д. и т.п. – словом, публика тоже импровизирует свои реакции.

Впрочем, и сами джазовые музыканты импровизационно общаются с залом. Лучше всего это продемонстрировала джазовая певица из Германии Лера Гехнер, выступающая с петербургским бэндом. Стиль коллектива Lera Gekhner Bend – это эйсид-фанк-джаз-рок. У молодой певицы очень сильный джазовый голос, виртуозное владение им. Сумасшедший темперамент. Безусловное обаяние. Умение общаться с публикой. Кстати, благодаря Лере можно было еще раз удостовериться в музыкальности одесситов. Когда певице захотелось в виде передышки попеть с залом, она предложила повторять за ней разные музыкальные фразы, все более и более усложняя их. Надо признать, что повторы звучали достаточно чисто и точно. Довольные собой и певицей одесситы бурно выразили свои эмоции.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.