Номер 34 (677), 05.09.2003

ФРАНЦИЯ, АНГЛИЯ, ДАЛЕЕ – ВЕЗДЕ

(Окончание. Начало в № 33.)

Теперь о третьем фильме. В заголовке написано: "далее – везде". Можно было бы написать и "Дания – везде", так как фильм скандинава Ларса фон ТРИЕРА "ДОГВИЛЛЬ" поставлен при совместном участии Дании, Франции, Швеции, Италии, Германии. В 2003 году на Каннском кинофестивале "Догвилль" стал фаворитом. В этом фильме целостность сюжета и его воплощения доведены до абсолюта. В фильме есть центральные персонажи: героиня (Николь Кидман) и герой (точнее, антигерой, которого играет Пол Беттани). Но главным героем является ГОРОД – жалкий собачий городишка из 15 домов (в переводе "Догвилль" – собачий поселок). Весь фильм город со всеми его жителя виден зрителям, как на ладони. Для этого Триер совершает гениальный поворот к театру с его условностью. Все съемки проходят в огромном павильоне, пол которого расчерчен на кварталы и квадратики домов (с кое-какой утварью и кое-где даже с вертикальными стойками дверей). Город виден как бы с птичьего полета или на плане архитектора. Надписи мелом подсказывают названия улиц, место собачьей будки с псом по имени Моисей ("собака Моисей"), "кусты крыжовника" и т.д. Словом, декорации, если эти рисунки так можно назвать, восходят к шекспировскому театру "Глобус" с его надписями "ЛЕС" или "БЕРЕГ МОРЯ". И вместе с тем они представляют те же возможности, что и придуманная чехами "Лотерна магика", или полиэкран, то есть экран, разбитый на квадраты, на каждом из которых происходят свои события.

Таким образом и в фильме "Догвилль" зритель получает возможность видеть все события, происходящие в городе одновременно. Условность декораций подчас требует условности действий. Как в пантомиме актеры условно "стучат в окно", "открывают" двери... Правда, все эти условные действия сопровождаются реальным звукорядом. Но главное не это, главное то, что всю предложенную режиссером условность зритель принимает безоговорочно и смотрит фильм на одном дыхании, так как условность приема забывается, а реальность событий и характеров остается. Неторопливо (особенно в начале) разворачивающийся сюжет крепко держит зал. Не менее крепко, чем проклятый Догвилль держит попавшую в него героиню. Удачей фильма стали дикторский текст и музыка. Они определяют атмосферу действия. Слегка ироничные и благодушные комментарии вначале (как благодушен вначале сам город) по мере развития сюжета они становятся все более напряженными (то же происходит и в музыка). Но сцены безжалостного уничтожения города и его обитателей проходят уже безо всяких комментариев, они излишни. Лицемерие и жестокость должны быть уничтожены с той же жестокостью, которую сам город взрастил в сердце героини, попавшей в Догвилль в поисках простоты и гармонии. Но можно ли уничтожить такие Догвилли? Ведь остается в живых собака Моисей, в последних кадрах оборачивающаяся в настоящего грозного пса.

"Догвилль" – это первая часть задуманной фон Триером трилогии "USA". Американцы настолько обиделись на фон Триера за "Догвилль", представленный как типичный образ ец "одноэтажной Америки", что режиссеру путь в США навсегда заказан. Хотя фон Триер утверждал, что "Догвилль" вымышлен от начала до конца, но аллюзии усматриваются легко. Гостеприимство, перерастающее в порабощение, мещанское лицемерие маленьких городков, бичуемое американскими авторами – вспомните хотя бы Марка Твена, Стейнбека, Уайлдера – гангстерские разборки.

Ну как тут себя не узнать! И что досадно, над фильмом нельзя посмеяться так, как мы смеялись над голливудскими "шедеврами" о русских, пьющих чай из самовара под развесистой клюквой.

Очень уж талантливо и убедительно поставлен и сыгран фильм "Догвилль".

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: Одри Тоту в фильме "Грязные прелести" (режиссер Стивэн Фриэрс).