Номер 18 (661), 16.05.2003

СЛОВО ОБ ОДЕССКИХ МУСУЛЬМАНАХ

(Окончание. Начало в № 16.)

В послевоенные годы коммунистические гонения на верующих усиливаются. Мусульманская жизнь сохраняется только в кругу семьи и близких единомышленников. Люди тайно собираются в одной из квартир на пятничную молитву. Читается Коран, соблюдается пост, дается закят. Обязанности муллы исполняют Хусеин Семирханов, затем Ханафи Басыров, а в 70-е годы – пекарь Абдулла Хасанович Каипов. С его смертью муллы в Одессе уже нет. Несколько пожилых женщин, знающих Коран и учившихся в мектебах, помогают в проведении религиозных обрядов, читают молитвы. В квартирах и домах одесских мусульман продолжают звучать слова Корана, читаются ду/а, совершается никах и уходят наши единоверцы из земной жизни после джиназа.

Лишь с наступлением перестройки, после прекращения многолетнего атеистического давления, оживляется жизнь мусульман.

В середине 1992 года на странице одесской газеты "Юг" появляется приглашение на собрание, посвященное организации мусульманской общины.

17 человек собираются на встречу и решают: "Мусульманской общине в Одессе – быть!" Инициаторами собрания и создания мусульманской общины явились одна из самых активных мусульманок города Амина-апа Халитова и

председатель общества татарской и башкирской культур, деятельный, решительный и энергичный человек, полковник запаса Батталов Маис Рахимович. Впервые после 70-летнего перерыва Маис Рахимович добивается регистрации общины при Одесском облсовете народных депутатов. Он же разрабатывает устав общины.

Для проведения пятничных молитв используется закрытое помещение детского сада по улице Якира. Арендует это помещение для мусульман сирийский бизнесмен Мишель Мухаммед. Роль имамов исполняют студенты-мусульмане, арабы.

По пятницам на молитву людей собирается все больше, помещение становится тесным, и с 1994 года арендуется новое, более просторное помещение по улице Балковской. Уже почти десять лет работает там мечеть "Ар-Рахма", находящаяся под эгидой Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) во главе с муфтием Ахмедом Тамимом. Имамом этой мечети является Хуссам Осман из Ливана. Он хорошо владеет русским языком и читает проповеди как на арабском, так и на русском языках, что более понятно узбекам, чеченцам, татарам, таджикам, посещающим мечеть. При мечети есть помещение, где готовят в последний путь умерших мусульман. Хоронят их теперь на недавно открытом мусульманском кладбище. Работает при мечети и мусульманская школа. Обучают здесь и основам ислама, и арабскому языку.

Значительная часть мусульман, в основном арабские студенты, обучающиеся в вузах Одессы, с 1996 г. арендуют помещение бывшего детского сада на Слободке (близ рынка и церкви). Регистрирует вновь созданную общину ("Религиозная община мусульман г. Одессы") все тот же Маис Рахимович Батталов. Имамом этой мечети до недавнего времени был аспирант Академии архитектуры и строительства (ныне уже кандидат наук) Али Мухаммед Каузи. В 2003 г. его заменил на этом посту приехавший из Иордании имам Кастеро Шафик Вафик Мухаммед. При этой мечети также работает вокресная школа, в дни Курбан-байрамов раздается мясо "халяль".

Во время месяца поста – рамадана верующие приглашаются на вечерние ифтары, в день праздника Ураза-байрам раздается милостыня нуждающимся мусульманам. Значительную помощь в работе этой общины оказывают общественные организации "Арраид" и "Аль-Масар".

В июне 2001 года на Ришельевской улице, в центре Одессы, открывается прекрасное помещение Арабского культурного центра, широко распахнувшего двери для всех желающих. Здание построено на средства сирийского бизнесмена, известного благотворителя Кивана Аднана, ставшего основателем и создателем Центра. Здесь действует бесплатная школа для обучения всех желающих арабскому языку независимо от возраста, работает библиотека, проводятся встречи между представителями различных религий и национальностей, действует просторный зал мира (мечеть для молитвы). Имамом мечети стал уроженец Сирии Ахмад Рустом. Проповеди читаются на арабском языке.

Возросло за последние годы и общее число мусульман в Одессе. Если в 1989 году их было порядка десяти тысяч (в том числе татар – 3747 человек, азербайджанцев – 2488, узбеков – 1037, казахов – 933, башкир – 551, а также небольшое число лезгин, чеченцев, крымских татар, таджиков), то сейчас их уже около тридцати тысяч человек. Связано это и с тем, что в Одессе работает немало арабских и турецких бизнесменов, много студентов-мусульман.

Во всяком случае, на пятничные молитвы в мечетях собирается столько народу, что не только в основных залах, но и в прилегающих помещениях места уже нет.

Жизнь одесских мусульман по-настоящему оживилась, и свобода вероисповедания, наконец, появилась не только на бумаге. И это для верующих – великое достижение и радость.

Закир КАЛМЫКОВ.