Номер 46 (739), 19.11.2004

ТЕАТР!.. ТЕАТР!.. ТЕАТР!..

(Продолжение. Начало в №№ 42-45.)

ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Задумывались ли вы когда-нибудь над выражением "ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ"? А вот Анна Фирлинг, по прозвищу Кураж, бросила крамольную фразу о том, что солдаты на войне – это те же актеры, которых Главный Режиссер посылает убивать и умирать.

Это одна из мыслей, заложенных Бертольдом Брехтом в пьесу "МАТУШКА КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ" (в постановке Одесского украинского музыкально-драматического театра им. В. Васылько просто "КУРАЖ"). Вторая мысль – это ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ, иными словами – наше отношение к жизни, к своему месту в ней, особенно в дни великих бедствий, таких, как смертоубийственные войны.

Для Кураж – актрисы странствующей небольшой труппы – война оказывается прибыльным делом. И, потеряв обоих сыновей и фактически потеряв дочь, она не проклинает войну, а проклинает мир, который несет ей разорение из-за незавершенных спекулятивных мероприятий.

"Войны будут всегда", – уверяет Кураж священник. И мы видим, что он, к сожалению, прав. Пусть не каждого лично коснулись Афганистан, Чечня, события в Персидском заливе... Но актуальность спектакля от этого меньше не становится.

И все же мне хотелось бы, чтобы одесситы увидели новый спектакль Украинского театра не только из-за его неизбывной злободневности. Театр показал отличную, удивительно согласованную работу режиссера-постановщика Игоря Равицкого, художника-постановщика Александра Друганова (Киев), автора музыкального решения Александра Курия (Киев), хореографа Сергея Кочергина.

Твердая режиссерская рука, оригинальные режиссерские решения видны в каждом самом маленьком эпизоде.

Если можно так выразиться, "плотность" режиссерских решений спектакля такова, что ни один из актеров ни на секунду не может расслабиться, выйти из роли. Отлично выстроен и выдержан темпоритм. Спектакль "Кураж" кинематографичен – он смонтирован из коротких эпизодов (ассоциации с кинематографом вызывает и использование опускающихся щитов, аналогичных т.н. "шторкам" в кино). Интересно решена сцена "рынка", где не доходящая до пола шторка-щит оставляет видимыми только ноги снующей толпы, подчеркивая этим ее безликость. Огромное впечатление производит сцена, в которой мечты Катрин, воплощенные в спускающихся с неба цветных воздушных шарах, сменяются страшными реалиями войны – падающими бомбами. Кстати, именно реалии войны режиссер и художник спектакля с поразительной убедительностью воссоздают на сцене.

В постановке максимально использованы все компоненты театра: прекрасно подобранная музыка, свет, звук (свист ветра, пение птиц, писк комара...).

Большое впечатление производят зонги. Несколько измененные брехтовские тексты актеры не поют, а произносят под музыку – мелодекламируют, что придает им большую выразительность, страстность, жесткость.

И наконец, об актерском ансамбле. Именно ансамбле, потому что работу артистов отличает точное чувство партнера. В главной роли Кураж выступает заслуженная артистка Украины Ольга Равицкая. Образ Кураж многоплановый. Артистка, мать, кокетливая женщина, легко флиртующая в начале пьесы, озабоченная наживой спекулянтка (маркитанка XVII в. у Брехта), женщина, горюющая из-за потери сыновей, и женщина, горюющая из-за потери денег, пляшущая на сельском празднике и засыпающая у дороги от усталости.

В актерской палитре Равицкой находятся точные краски для каждого из состояний героини. Легкая, изящная в начале спектакля она тяжелеет, стареет, меняется внешне и внутренне к концу.

Очень интересна работа Ганны Осадчей – немой Катрин. Практически не имея возможности опереться на текст, актриса одними лишь междометиями и изломанной, но очень выразительной пластикой рисует образ несчастной девочки.

Убедителен священник – Яков Кучеревский. Он очень точен и трогателен в лирической сцене – монологе возле уснувшей в поле Кураж.

В спектакле заняты актеры разных поколений: народный артист Украины А. Дриженко, заслуженные артисты Украины В. Лысенко, И. Черкасская, В. Яковец, артисты Д. Малая, Н. Наточая, Б. Паршаков, И. Геращенко, О. Руссол, П. Шмарев, Е. Юхновец, В. Стеценко и другие артисты труппы. Вне зависимости от того, большие или маленькие роли достались им в этом спектакле, они, как уже было сказано, представляют превосходно слаженный ансамбль.

Таким образом, можно сказать, что в репертуаре Украинского театра появился еще один отмеченный "лица необщим выражением" и очень зрелищный спектакль.

(Окончание следует.)

Е. К.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.