Номер 45 (1389), 1.12.2017
В преддверие аудита Международной морской организации Всеукраинское объединение крюинговых компаний (ВОКК) провело конференцию "Украинский крюинг - роль качества подготовки моряков и развитие сектора трудоустройства в условиях конкуренции на мировом рынке труда", на котором эксперты обсудили, что нам предстоит и что нужно исправить.
Конференция собрала представителей морских вузов, Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, тренинговых центров и других специалистов.
- Это уже вторая волна, которую поднимает наша Ассоциация по проблематике морского образования, - сказал Вячеслав Кисловский, генеральный директор ВОКК. - Одесса получает почти миллиард долларов в виде инвестиций от работы моряков. Но сейчас возникает реальный риск потери этого рынка, так как нам предстоит проверка Международной морской организации (ИМО). Эксперты ИМО намерены проверить, как Украина выполняет международную Конвенцию и насколько наша морская отрасль отвечает конвенционным требованиям. Украина занимает шестое место в мире по количеству моряков, плавающих на разных судах. Многие наши сограждане хотят идти в море, есть запрос на наших моряков. Но в условиях, когда государство практически ничего не делает для этого сектора экономики, а социальная обстановка ухудшилась, все больше случайных людей попадают на суда, покупая сертификаты с "картофельными печатями" на Малой Арнаутской, тем самым нивелируя статус моряка. Цена украинского моряка на международном рынке стала резко снижаться. И нужно взять в свои руки контроль за этой областью, чтобы украинский крюинг оставался на высоком уровне и сохранил свои позиции для ИМО. Мы должны найти консенсус между крюинговыми, судоходными компаниями и учебными заведениями. Сегодня высокая конкуренция наблюдается между тренажерными центрами, которые продают сертификаты на подготовку моряка по цене 11 долларов, тогда как на рынке в самой дешевой стране они стоят 280 долларов. По нашему мнению, качество такой подготовки не отвечает европейским стандартам. Пришло время полностью перестроить систему образования и подготовки, создать общие серверы, сосредоточить дипломирование в одних руках и в одном помещении, а не в разных зданиях, между которыми мотаются посредники и прогрессирует теневая экономика. Работа нам предстоит большая. И, надеюсь, мы справимся.
С утверждениями Вячеслава Кисловского согласен заместитель Главы Укртрансбезпеки Дмитрий Петренко.
- Сегодня каждый пытается оптимизировать время, что позволяет сделать общение через интернет-сети. Морская отрасль переживает цифровой бум. Для моряков разработано электронное тестирование, которое в конце концов заработает и у нас, как в других европейских странах. Министерство инфраструктуры разрабатывает структуру для морской отрасли. Сегодня стоит задача - уйти от тотального контроля государства. Контроль должна осуществлять общественность. И мы видим, что все больше внимания уделяется диалогу между властью и общественностью, чего раньше не было. Для принятия нормативных актов проводятся общественные обсуждения. Любой желающий может оставить комментарии на сайте, которые учитываются. Постепенно мы переходим от вертикального к горизонтальному управлению. Но самая важная задача для государства состоит в том, чтобы моряк был защищен. Поэтому мы работаем над ратификацией Конвенции MLC, которая обеспечивает права и защиту моряков. Когда наши моряки будут иметь защиту страховых компаний, они смогут быть еще более конкурентными на рынке. В поиске вариантов решений нам помогает Ассоциация ВОКК. Хорошо, что есть эта площадка, где собираются специалисты и можно обсудить вопросы.
С докладом о ситуации в морском образовании, который был представлен на международной конференции в Мумбаи (Бомбей), выступил Михаил Миюсов, ректор ОНУ "Одесская морская академия".
- Общее количество моряков в мире составляет полтора миллиона человек, - сообщил Михаил Валентинович. - Причем процентное соотношение в последнее время изменилось в сторону офицеров. ИМО серьезно занялось использованием судов без экипажа. Целый ряд судостроительных компаний занят строительством таких судов. Инспекцией по дипломированию моряков на сегодня выдано около 110 тысяч сертификатов украинским морякам. Больше всего из них офицеров. У нас есть своя специфика - без квалификационного уровня нельзя получить рабочий диплом. В этом году 5380 человек были приняты на все уровни обучения морского вуза. В связи с реформой образования у нас отменен уровень специалиста. Возникла ситуация, что не все бакалавры имеют возможность продолжать обучение, чтобы достичь степени магистра, в связи с ограничением набора. Поэтому за четыре года мы должны вложить в наших курсантов фундаментальные знания и практическую подготовку. В соответствии с ПДНВ необходимо иметь 12 месяцев стажа плавпрактики. Благодаря сотрудничеству с крюинговыми компаниями у наших курсантов есть эта возможность. Но хотелось бы попросить начинать набирать курсантов на плавпрактику не с третьего курса, а уже со второго. Сегодня более 150 компаний принимают участие в практической подготовке наших курсантов и оказывают поддержку вузу. Тем не менее мы хотели отметить, что средняя зарплата преподавателя в морской академии составляет 7100 гривен, это 280 долларов. И когда приходит капитан, который может у нас преподавать, для него несоизмеримы эти цифры с его зарплатой. Наше предложение крюинговым компаниям - способствовать трудоустройству наших молодых преподавателей, которые могут совмещать работу в вузе и в рейсе, чтобы мотивировать и поддержать их.
По словам ректора Морской академии, очень различаются расценки на обучение в Украине и в Индии, где год обучения стоит 10 тысяч долларов. В Одессе - 1000 долларов. В Индии предусмотрены год теоретической подготовки для моряка и тренажерные центры.
В ответ на вопрос о процедуре проверки легитимности плавпрактики Михаил Миюсов сообщил, что академия контролирует прохождение практики, обращаясь в компании, от которых курсанты уходят в рейсы, и всегда может выявить "липовые" справки.
По-другому обстоит дело с тренажерными центрами. По заявлению Игоря Сафина, директора компании "V.SHIPS (Ukraine)", достаточно много вопросов возникает по предоставлению курсантами сертификатов о прохождении тренингов.
- Если курсант не прыгал в бассейн и не знает, как пользоваться огнетушителем, как можно признать сертификат по НБЖС действительным, если моряк не обучен необходимым навыкам, - отмечает Игорь Сафин. - Мы заинтересованы трудоустраивать моряков с хорошими знаниями и навыками. И предоставляем для этого возможности. Мы проводим внутренние тренинги, онлайн, где рассматриваем вопросы маневрирования, лоцманской проводки и другие. Организовали курсы по изучению английского. На сайте размещены вопросы для прохождения тестов для судоводителей и механиков. И хотелось бы обратить внимание преподавателей морских вузов на изучение физики и математики, чтобы курсанты понимали процессы, которые происходят на судне.
Вопрос тренажерных центров вызвал на конференции бурную дискуссию представителей крюингов, которые хотят видеть реальную подготовку моряков, а не фиктивные сертификаты. Поэтому поступили предложения крюингам рекомендовать морякам качественные тренажерные центры, где они могут пройти соответствующие курсы. А также пересмотреть тарифную политику оказания образовательных услуг.
- У нас также много вопросов по согласованию типовых программ тренажерных центров, которые нам предоставляют, - добавил Дмитрий Петренко. - Они в первую очередь должны соответствовать конвенционным требованиям и европейскому законодательному полю. Мы надеемся, что с августа 2018 года заработает морская администрация Украины, и все реестры, базы данных с выданными документами и сертификатами будут переведены на ее баланс. И тогда уже можно будет делать выводы, как в дальнейшем работать с тренажерными центрами.
На конференции также были озвучены требования ИМО к морской Украине и результаты приезда международного аудитора, который сделал ряд замечаний для исправления несоответствий с международным морским законодательством.
- До проверки ИМО остается полгода, и надеемся, что все замечания будут учтены и выполнены, чтобы Украина могла пройти аудит с позитивным результатом, - подытожил Вячеслав Кисловский.
По результатам Конференции была составлена резолюция - как стимул к дальнейшим действиям Ассоциации ВОКК и всех участников морской образовательной сферы Украины.
Инна ИЩУК.