Номер 44 (1141), 23.11.2012
Независимой Украине в этом году исполнился 21 год. В то время когда государство принимало свой флаг и трезубец, в Черноморском морском пароходстве работали легендарные суда. И на первом из них, флагмане "Иване Франко", капитан Виктор Прохорович Давыдов поднимал желто-голубой флаг на смену советскому. Об этом и о многом другом мы поговорили с капитаном в канун его 75-летия.
- Виктор Прохорович, как вы пришли к своей морской профессии?
- Я родился в Смоленске. В 1939 году семья переехала в Подмосковье, где мы пережили войну. Я учился, работал. И мне тогда уже так надоело ездить на электричке на работу и назад. И вот в газете я прочитал, что молодых людей приглашают в мореходку, чтобы впоследствии быть капитаном. И меня это так поразило, что я поехал в Одессу, сдал экзамены и был принят. Если в Подмосковье я учился средне, на тройки-четверки, то в мореходке сразу стал отличником. А потом 5 лет прослужил на китобое. Это было очень почетно. К тому времени я женился. Жена училась в строительном институте, рядом с мореходкой. И попросила меня быть поближе к семье, к нашему пароходству.
Я уже был моряком бывалым, востребованным, дослужился до старпома. И теплоход "Иван Франко" только начинал свои рейсы. И мне предложили должность третьего помощника. А Валентин Сидоров тогда стал вторым. И так мы потом росли по службе.
- Ваши первые впечатления от теплохода?
- Первый мой приход в 1965 году запомнился тем, что на судне был большой экипаж, 400 человек, это ошеломило. Поначалу долго привыкал к этому. У меня был хороший учитель, который дал мне школу на всю жизнь. Капитан Григор Михаил Иванович, очень трудолюбивый, простой в общении с людьми, но очень строгий в работе. Он был из дворянской семьи, интеллигент, очень любил честность и правдивость, порядочность, и добросовестность. Однажды был такой случай: ревизоры приехали проверять бухгалтерию, пять человек. И нашли некоторые ошибки. Пришли они к нему и говорят:
- Михаил Иванович, мы вам прочитаем, а вы уже решите, что делать.
А ему уже было больше 60 лет, вот лежит он на диване и дремлет. А они читают. Дошли до конца, спрашивают:
- Ну что, вы поняли?
- Я ничего не понял из вашего чтива, единственное, что я знаю, воровать нельзя, - был ответ Григора.
И они ушли, видя такое отношение капитана. Сам он был честный, порядочный. И не стал защищать, оправдываться. А бухгалтерия уже сама разбиралась.
Это была самая первая основа, которая мне пригодилась в последующей деятельности. Григор больше года не держал ни одного помощника. Было такое время, вижу, все помощники уходят, он увольняет. Думаю, сейчас моя очередь будет. И где-то какое- то замечание сделал. И я сказал ему, что пишу заявление и ухожу. Эх, как он меня отчитал: "Ах, вы не любите, когда вас ругают. Никуда вы не уйдете". Так я и остался. И почти пять лет с ним проработал. Потом он ушел. И через некоторое время мне дали представление на капитана. К этому времени я уже заочно окончил экономический факультет морского транспорта. Хорошо знал два языка - английский и немецкий.
- Пассажиры вас любили...
- Мы совершали круизы с немецкими пассажирами. И когда они покупали рейс, спрашивали, есть ли шеф-повар Оганов и капитан Давыдов. И тогда соглашались на круиз. Туристы всегда шли к нам, у нас была полная загрузка. Я общался с ними на немецком и английском. Мы часто встречались с ними в баре, когда заходил выпить чашечку кофе. И кроме того, был рекомендованный ритуал, капитан вечером должен был идти в ресторан и ужинать вместе с ними. Пассажиры видели капитана и были довольны. Раз капитан с нами, значит все в порядке. Знаете, у меня положительное отношение к людям. Я за всю жизнь сильно не обидел ни одного человека. И сам чувствую себя в этом плане хорошо. Помню, у меня занимали деньги. И никто никогда не отдавал. Я знал это и все равно был доволен.
- На "Иване Франко" жизнь была праздником, который делал сам экипаж. Что запомнилось больше всего?
- Да, у нас часто устраивали праздники. И был такой случай: в рейс пошла одна пара, лет сорок каждому. И вот они решили пожениться на "Иване Франко" и попросили, чтобы я их обвенчал. Дирекция круиза собрала большой вечер. 700 пассажиров в музыкальном салоне. Они стоят на сцене. Я подхожу к ним, поздравляю, надеваю ему и ей кольца. Но когда они приехали в Германию, через два месяца решили развестись. Они что-то успели приобрести и хотели это по закону поделить. И пошли в местный загс. А там говорят: "Позвольте, мы никакого отношения к этому не имеем. Пусть вас Советский Союз и разводит". И наш посол в Германии обратился к министру, министр в пароходство, мол, какое право имел капитан их соединять. У меня на этот счет был свой плюс. Я все, что делал, записывал в судовой журнал. Но только по безопасности мореплавания. И я объяснил, что у меня отметки о свадьбе нет. И это было шоу, то же самое, как пересечение экватора. Посмеялись - и все. И с меня все обвинения сняли. И передали мой ответ в Германию.
Была еще одна история. По всему судну было сделано предупреждение: "Шторм! Пожалуйста, не выходите на открытые палубы в целях безопасности". А одна немка вышла. Дверь захлопнулась. И ей прибило палец. А она пианистка, и на некоторое время осталась без работы. Она предъявила мне претензию. Я переслал его в дирекцию круиза, которое делало объявление на чистом немецком языке. И все сошло на нет.
- Ваше судно всегда тепло принимали в портах...
- Тогда "Иван Франко" - новое судно - производил в портах захода фурор. И всех звезд водили к нам на экскурсию. В 1965 году к нам на борт поднимался Юрий Гагарин, оставив отметку в журнале, что он посетил музей, увидел судно, но больше всего ему понравились люди, которые владеют этой техникой. В Марселе нас посещал Леонов.
- Прослеживая историю теплохода, складывается впечатление, что "Иван Франко" хранила судьба от неприятностей, которые случались с другими судами.
- У нас тоже были происшествия. Мы стояли в порту на Родосе. Поднялся сильный шторм. Судно начало бить о причал. Вот-вот могла образоваться пробоина. Все туристы уже были на борту. Мы начали отходить. Но рядом стояла баржа. И наш якорь зацепил ее цепь, она повернулась на бок. Стала тонуть. Дали "стоп, назад". Баржа выровнялась. Ну а шторм в это время затянул нас в бухту. Вот мы там трое суток пробыли, пока не утихло. Туристы в это время на экскурсию ездили. Потом мы снялись и пошли дальше.
Бывало, что в океане наблюдали смерчи. Сильный ветер, где давление послабее, закручивает воду, и в небо поднимается столб воды. Мы увидим, обойдем. Это такая работа наша была: моря и океаны, штормы и ураганы, я считаю, самое легкое из капитанской жизни.
- А были какие-то традиции для ублажения погоды и морской стихии?
- Был такой случай. Пассажиры только сели на борт. И вот капитан выходит, поздравляет с хорошей посадкой.
- А теперь в путь, - говорю им, - и чтобы нам сопутствовала хорошая погода, для этого мы выбрасываем в море 50 банок красной икры и столько же черной. И еще добавляем водки туда.
И вижу, как у них глаза расширяются и начинается ропот. Как, такая дорогая икра, водка, и в море? И вместо того, чтобы хлопать на приветствие капитана, все молчат. И не понимают юмора. А потом уже директор круиза начал смеяться. Это шутка. И все взрываются от смеха. И сразу заряд на весь круиз.
Виктор Прохорович открывает папку с грамотами, наградами, фотографиями.
За военные рейсы на Кубу награжден братом Фиделя Кастро Раулем медалью "Воин-интернационалист". Осуществлял боевые рейсы в Эфиопию. Получил медаль Ельцина к 300-летию российского флота. А в 1989 году был отозван из отпуска, чтобы помочь капитану "Максима Горького" Гришину в обеспечении рейса на Мальту, где проходила встреча Горбачева и Буша. И обеспечивал безопасность на судне.
Еще много историй - за плечами капитана Давыдова рейсы на теплоходах "Казахстан", "Азербайджан", "Белоруссия". Пять его учеников-старпомов стали капитанами. И сегодня капитан Давыдов, участвуя в работе Ассоциации капитанов, продолжает передавать свой богатый опыт молодым, делиться знаниями с будущими капитанами.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.