Номер 42 (1089), 4.11.2011
Обычно путешественники ведут дневник. Мне это не удалось. Время и события были спрессованы, как в мультфильме. Но сейчас все девять дней, проведенные на корабле "Принцесса Днепра", весь маршрут Киев - Запорожье - Херсон - Севастополь - Одесса, все события, встречи, разговоры вспоминаются до малейших подробностей. И если я эти воспоминания изложу по порядку, день за днем, шаг за шагом, крок за кроком на бумаге - это будет тот же дневник. И если в каком-то месте моя память сделает скачок вперед - это не страшно. Кто из нас, читая увлекательную книгу, мог удержаться, чтобы не заглянуть в конец.
Думаю, что кое-кто из читателей уже догадался, о каком путешествии пойдет речь. Название судна, его маршрут, оброненные слова "мультфильм" и "крок" - все это недвусмысленно (для посвященных) говорит о том, что мне посчастливилось быть аккредитованной на Международный кинофестиваль анимационных фильмов "КРОК", который с 1991 года, с момента его учреждения, проходит на плывущем корабле. А поскольку фестиваль учрежден на паритетных началах Украиной и Россией при поддержке министерств культуры обоих государств, он проходит поочередно в Украине и в России. В этом его уникальность. Впрочем, не только в этом.
Для меня этот "КРОК" был вторым. Год назад я вместе с "КРОКОМ" прошла Волгу от Новгорода до Волгограда и обратно. Российский "КРОК" по традиции был студенческим. Сейчас участвовать в конкурсной программе предстояло 130 профессиональным аниматорам из 35 стран. Из пресс-релиза я уже знала, что селекционной комиссии пришлось чуть ли не за два дня просмотреть 700 фильмов-заявок, присланных из 50 стран, чтобы отобрать фильмы для конкурса и еще для двух программ: специальной и программы "ЖЕСТЬ" (название говорит само за себя).
Итак.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: 24 сентября 2011 года.
14.00. Забитый чемоданами, сумками, детьми и баулами автобус отошел от Дома кино и направился в речпорт. Почему детей я поставила в один ряд с сумками и баулами. Потому, что в основном дети, сумки и баулы занимали сиденья. Тесно спрессованные взрослые заполнили проход. Невооруженным глазом было видно, что они рады такому тесному, во все смыслах, общению, явно соскучившись друг по другу. Забегая вперед (о таких "забегах" я честно предупредила), хочу привести слова пресс-атташе фестиваля российского журналиста Сергея Капкова. В какой-то из дней я заговорила с ним об удивительно дружеской атмосфере, царящей на "КРОКЕ". На что он ответил:
- Для режиссеров анимационного кино, как мало для кого еще, важна дружеская и творческая атмосфера. Им важно не только посмотреть фильмы и поболтать за рюмочкой о них и о жизни. Им надо искупаться в любви друг к другу. Недаром говорят, что, в отличие от других видов кино, режиссеры анимации умеют радоваться друг за друга. Им очень приятно поздравить своего коллегу. Сказать ему кучу добрых слов. Это самое ценное, что есть на "КРОКЕ". Это важно, что человек, выйдя из своей каюты, по дороге в зал или бар, или на улицу может к кому-то подойти, улыбнуться, сказать добрые слова. Может к любому подсесть за столик и оказаться желанным человеком. Такого нигде больше нет.
Я примостилась, иначе не скажешь, в конце автобуса на чьем- то чемодане и смотрела в окно на проплывающий мимо Киев. Вдруг автобус остановился. Шла нескончаемая процессия. В основном, женщины и дети. Они несли шары и флажки, на которых я разобрала надпись "Avon" и изображение розовой ленточки. Я догадалась - это проходила ежегодная акция фирмы "Avon" по борьбе с раком груди. Были и большие тяжелые транспаранты с крупной надписью: "Я - женщина". Их несли мужчины...
Наконец нас пропустили, и мы приехали в речпорт, где ждала нас наша "Принцесса Днепра". При выгрузке из автобуса и посадке на судно произошло то, что в народе называют "парным случаем". В прошлом году, когда я с трудом пыталась стащить мой тяжелый чемодан по лестнице вниз к причалу, у меня его выхватил из рук какой-то совсем не молодой человек с седоватой бородкой и забавно стоящими над лысеющей головой остатками шевелюры. Он помог занести вещи на корабль. Я не знала, кто это.
На следующий день, встретив знакомую из дирекции фестиваля, я живописала незнакомца и спросила, кто он? В ответ я услышала:
- Да вы что! Это же Юрий Борисович Норштейн!
Легендарный Норштейн! Автор "Ежика в тумане" и "Сказки сказок". Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, Почетный президент фестиваля!
В этом году все повторилось. Юрий Борисович снова помог мне и чемодан вытащить, и на причал его снести. Для Норштейна это было в порядке вещей.
Меня поселили в одноместной каюте, узенькой, как пенал. Но я все равно была рада. Правда, эта радость оказалась преждевременной.
Быстро распаковалась, привела себя в порядок и поехала обратно на Саксаганского, 6, в Дом кино, на торжественное открытие фестиваля. Ведущим, как всегда в последние десять лет, был Вадим Жук. Я его помнила еще по Ленинграду, как руководителя театра "Четвертая стена". В конце 80-х появление "Четвертой стены" на экранах телевизора помогало переносить наступившие в стране и особенно тяжело отразившиеся на Ленинграде трудные времена. Жук, как обычно, сыпал экспромтами. Все выступавшие тоже юморили по мере сил.
Мне понравилось коротенькое забавное выступление Давида Черкасского, старейшего режиссера-аниматора и художника Украины ("Приключения капитана Врунгеля", "Остров сокровищ" и др.), заслуженного деятеля искусств Украины, академика двух академий и прочая, и прочая. Перечисляю все эти регалии, иначе никак не догадаться, что они принадлежат этому отнюдь не юному, веселому, остроумному человеку, который может вдруг подхватить за талию такого же "юного", веселого и остроумного человека и начать с ним, дурачась, вальсировать. Нетрудно догадаться, что второй "юный, веселый, остроумный человек" - это Юрий Норштейн. Кстати, забыла упомянуть, что Давид Черкасский - президент фестиваля от Украины. Президент с Российской стороны - не менее легендарный и титулованный режиссер-аниматор и художник Эдуард Назаров ("Жил-был пес" и др. фильмы). К сожалению, в этом году нездоровье помешало Эдуарду Назарову принять участие в "КРОКЕ".
Сразу же после достаточно короткой торжественной части началась работа. То есть начался просмотр первой конкурсной программы, включающей 12 фильмов разных категорий (фильмы делятся на категории в зависимости от их продолжительности). Мне понравились две анимации: английская трехминутка "Дно реки", в которой героями выступали поющие мешки с мусором, и анимация украинского режиссера Сергея Руденко "Львов" - красочный, остроумный, интересно скомпонованный фильм.
В этот первый нелегкий день (все последующие были не легче, но по-другому) была еще демонстрация фильма открытия - полнометражной анимации Алена Ганьоля "Жизнь кота" (Франция). А затем, уже на корабле, праздничный ужин. Встречи прошлогодних знакомых. Новые знакомства...
Наконец в первом часу ночи добираюсь до койки и тут понимаю, что не все так радужно, как казалось мне, когда я получала ключ от одноместной каюты.
Моя каюта оказалась крайней у холла. Сначала у моей двери мужские голоса заинтересованно и ожесточенно обсуждали показанные фильмы. Затем мужские голоса сменили женские. Они пели, пели прекрасно, сквозь наплывающий сон я подумала, что это, наверное, поют девочки из ансамбля "Звучи Дочи", выступавшего на открытии. Мне хотелось слушать их еще и еще, но сон уже окончательно овладел мною.
День второй следует.
Елена КОЛТУНОВА.
На фото автора:
Давид Черкасский.