Номер 40 (1529), 3.12.2020
Наш читатель Валентин Сергиенко посоветовал обратить внимание на послевыборный анализ, опубликованный на сайте LIGA.net. Валерия Кондратова с помощью политологов решила разобраться, какие черты у избирателей Украины наиболее ярко проявились во время прошедшей избирательной кампании.
Парадоксально, но наши сограждане разочарованы Зеленским, но все еще ждут Мессию. Такого, который был не запачкан коррупционными схемами, но знал, что делать в политике, дабы избежать ошибок действующего Президента. В наличии острый дефицит новых лиц в политике.
Избиратели пока что возвращаются к прежним предпочтениям. Отсюда высокий результат ОПЗЖ, особенно на юго-востоке, небольшой рост "Евросолидарности" и "Батькiвщини", а "Слуга народа" в лучшем случае — вторая-третья в списке. А вот голосование за Партию Шария — это больше эмоция: мы против всех, никого не воспринимаем, всех ненавидим. Голосовать же за ОПЗЖ или "Европейскую солидарность" украинцев вынуждала еще одна эмоция — озлобление. В силу чего избиратели Востока голосовали назло Западу, а Запад — так, чтобы отомстить Востоку. Такая себе логика мести. Увы, но часто, вместо того чтобы выбирать достойных кандидатов, избиратели голосовали инстинктами.
Как выяснилось, наши избиратели больше доверяют "местным" лидерам. Одесса — тому пример. Печально, но избиратели не хотят разбираться в политических нюансах политики. После децентрализации в регионы пришли огромные деньги, и те кандидаты, которые идут в местные советы, уже прекрасно поняли новую цену вопроса. Они очень активно ведут кампанию, жестко конкурируют даже на уровне маленьких ОТГ.
А вот обычные избиратели до сих пор не осознали, почему это важно — прийти на участки и выбрать тех, кто будет развивать громады. Но пока эта простая идея не дошла до "широкого загалу". Что стало одной из причин невероятно низкой явки избирателей — всего около 37 %. В многих крупных городах выборы прошли еще до выборов, отмечают эксперты. Потому что у некоторых мэров настолько высокие рейтинги, что результат все равно казался предрешенным. И оказалось, что избирателю не интересно идти на выборы без интриги. И тут мы тоже можем привести в пример Одессу.
С другой стороны, все-таки люди голосуют более взвешенно, меньше реагируют на откровенные глупости. Провал партии Пальчевского — тому доказательство. На ее рекламу были затрачены огромные средства, а выход оказался минимальным.
Исходя из этого обзора, можно сделать вывод, что прошедшие выборы в местные органы власти должны стать хорошим уроком как для их победителей и побежденных, так и для избирателей. Ибо почти наверняка очень скоро мы опять услышим (да уже слышим), что, дескать, выбрали "не тех". Но, чтобы выбрать "тех", надо намного более серьезно относиться к своему праву раз в пять лет давать реальную оценку как власти, так и оппозиции.
А. Т.