Номер 39 (984), 9.10.2009

МУЗЫКА СУЩЕСТВОВАЛА ВСЕГДА
Накануне Международного дня музыки
мы встретились с одним из самых известных
композиторов Украины
Кармеллой Цепколенко.

ДЛЯ СПРАВКИ. Цепколенко Кармелла Семеновна - композитор, педагог, общественный деятель. Окончила школу им. проф. П. С. Столярского и консерваторию им. А. В. Неждановой. Заслуженный деятель искусств Украины. Профессор Одесской музыкальной академии. Секретарь правления Национального Союза композиторов Украины. Председатель правления международной общественной организации "Ассоциация новая музыка". Автор идеи и бессменный арт-директор международного фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки", который входит в число ведущих мировых форумов современного искусства.

"Мне хотелось выплеснуть звуки наружу"

- Как получается, что музыка становится профессией, смыслом жизни?

- Музыка сопровождает меня с детства, я выросла в музыкальной семье.

Пусть в качестве любителей, но все мои родственники играли на музыкальных инструментах. Первым музыкантом-профессионалом в нашей семье была моя старшая сестра, у нас девять лет разницы, естественно, я с пеленок была в кругу классической музыки. Она закончила школу им. Столярского, прошла весь этап становления музыканта. С четырех лет я начала сочинять музыку. Мама потом вспоминала: я все время жаловалась, что внутри меня играет музыка, клала руку на грудь, чтобы обозначить, где же она играет... Мне хотелось выплеснуть эти звуки наружу. Видимо, потому мой тогдашний преподаватель по фортепиано обратил на это внимание, и первыми моими музыкальными зарисовками были эпизоды из греческой мифологии, которой я увлекалась. А вот первым моим "законченным произведением" стал траурный марш на смерть... собаки. Когда умер любимый спаниель Джим, это меня настолько впечатлило, что я сочинила похоронный марш. Мне тогда было шесть лет. Кстати, это произведение даже записано на магнитофон.

Если говорить о том, чем является для меня музыка, то это такое понятие, которое существовало, наверное, всегда. Может, не было еще жизни на Земле, но в космосе музыка существовала и была понятнее любого языка. У меня есть произведение под названием "Аум-квинтет", он как раз посвящен возникновению языка. Есть такая гипотеза одного российского ученого, который считает, что первые словозвучия были следующими: "сал", "бер", "йон", "роч". Опять же, я повторяю, это гипотеза. Это произведение я когда-то писала для ансамбля "Фрески". Задачей квинтета было показать возникновение языка, поэтому использовались голоса, возгласы. А музыка уже была.

- Та самая "музыка сфер"?

- Да, она. А как объяснить возникновение музыкальных инструментов? Они возникают опять-таки из внутреннего голоса, который существует в каждом человеке и ищет адекватного воспроизведения. То есть я считаю, что человек наполнен музыкальными звуками, как клетками. И тут уже многое зависит от таланта тех преподавателей, которые смогли сделать это ощутимым для данного индивидуума. Не все это ощущают. Вот то, что звучало у меня внутри, было очень удачно вытянуто кем-то. Может быть, моей сестрой, которая уделяла мне внимание, позволяла следить за своими занятиями, рассказывала сказки... Потом, конечно, прекрасными преподавателями. Между прочим, первым моим преподавателем по композиции был Иван Дмитриевич Ботвинов. Потом были в Одессе Александр Лазаревич Коган, Александр Александрович Красотов, в Санкт-Петербурге - Сергей Михайлович Слонимский, в Германии - Виолетта Динеску и Хельмут Лахеман... А еще - Юрий Александрович Фортунатов и Андрей Яковлевич Эшпай... А если говорить о фортепианном образовании, то это Григорий Дмитриевич Бучинский, Елена Петровна Панникова и Людмила Наумовна Гинзбург. Вот как мне повезло!

"Написанное существует в космосе"

- Поэт, случается, пишет "в стол", а с композиторами такое бывает? Какая она, записанная, но не звучащая музыка?

- Не только поэт, художник тоже может написать картину, повернуть ее к стене, а потом настанет черед, и придет успех... Многие композиторы пишут музыку, и она не исполняется, лежит в столе, потому что или ее не понимают, или, наоборот, она сегодня воспринимается как слишком простая... Написанное, но не сыгранное, существует, конечно, - в космосе. Музыка вращается вокруг нас все время. И если бы у нас в эфире не было такого засилия низкопробной попсовой музыки, то больше бы людей слушали вокруг себя настоящую музыку, прислушиваясь к себе и космосу. У меня тоже есть несколько произведений, которые не исполнялись.

- Никогда?

- Никогда! Одно из них было написано перед перестройкой, когда еще нельзя было говорить о космосе (не о покорении космических пространств, а о внутреннем космосе), свободе, религии. Это была оратория-симфония "Девять размышлений о двух мирах" с соответствующими текстами, где упоминались и Гефсиманский сад, и Лотова жена, которая обернулась соляным столпом... Оно не было исполнено, потому что те оркестры, которые могли это сделать, не были тогда для этого достаточно свободны.

- А теперь что мешает исполнить?

- А теперь это произведение мне кажется "зеленым" каким-то... Для меня оно было очень важным, потому что после начался другой период моего творческого поиска. Что- то закладывалось, что-то развивалось, так что значение этой оратории-симфонии лично для меня большое. Но теперь мне и не хочется, чтобы оно исполнялось. А есть произведения, которые вполне могут быть исполнены, но в силу некоторых обстоятельств ожидают своего часа. К примеру, это "Дуэль-Дуэт № 3" для органа и трубы. Но у меня не так уж много нот "в столе", а у композиторов, бывает, даже двенадцать симфоний так лежат. Например, у недавно ушедшего из жизни Алемдара Караманова 24 симфонии, а половину никто не слышал, тоже ведь писал "в стол"... Так что композиторам в чем-то сложнее, чем поэтам или художникам, но зато наша музыка остается всегда с нами.

- "... но можно рукопись продать"...

- Да, можно продать нотную рукопись, только при этом мы ничего не теряем! У меня был случай, когда один немецкий художник, создающий свои работы на оригинальных рукописях композиторов, попросил у меня страницу моей симфонии "Параллели" как раз для этой цели.

- У вашего учителя Александра Александровича Красотова был очень красивый нотный почерк, и ваш так же красив, напоминает графику...

- Моя подруга попросила в качестве подарка на день рождения две моих нотных страницы, вставила в рамочки, повесила на стену... Было и такое...

Кстати, я до сих пор продолжаю писать ноты карандашом, помогая себе резинкой, у меня очень аккуратные партитуры. Их можно спокойно ксерокопировать и раздавать музыкантам. А был период - с 1990 по 2000 годы - когда я рисовала на нотах, на полях, делала зарисовки образов...

- Нотация новой академической музыки вообще очень причудлива, со стороны даже кажется, что самому опытному музыканту невозможно разобраться без дополнительных разъяснений композитора. Это так?

- Не совсем. Музыканты хорошо ориентируются во всех обозначениях, а если имеется в виду что-то новое, композитор пишет подробное разъяснение на обороте, в примечаниях. Этим летом у меня было две премьеры. В Любляне исполнялся "Лифт желаний", написанный для местного ансамбля "МД-7", я поехать не смогла, запись получу только в Швеции. Знаю, что хорошо принимали. Вторую премьеру сыграл в Загребе канадский дуэт, это было произведение "Дуэль-Дуэт № 11" для аккордеона и виолончели. Запись мне уже прислали, и она полностью меня устроила! Разве что одна пауза показалась более продолжительной, чем мне того бы хотелось. Думаю, долго страницу переворачивали или в записи что-то не так склеили, эту паузу просто можно вырезать, но качество исполнения потрясающее!

- А в Одессе когда в ближайшее время прозвучит ваша самая новая "новая музыка"?

- Совсем скоро: 23 и 24 октября во Французском культурном центре состоится презентация нового проекта бельгийского видеохудожника Фредди Бонмарьяжа, связанного с фотографиями Жоржа Сименона, сделанными по всей Европе, в том числе в Одессе, так к этому проекту я писала музыку, и в дальнейшем с удовольствием буду сотрудничать с этим бельгийцем, это должно быть интересно.

"Любовь была важнее"

- Что вы считаете самым важным в своей жизни?

- Творческие люди живут как бы двойной жизнью.

В одной самое главное - творчество.

А во второй - я совершенно нормальная женщина, у которой есть муж, сын, которая подвержена обычным человеческим чувствам. В этой жизни самое значимое, конечно, рождение сына. А если говорить о моей творческой судьбе, то больше всего я горжусь 15 фестивалями "Два дня и две ночи". Классическая музыка, которая в 1990 годах пришла в жуткий упадок, сегодня возрождается, в том числе и благодаря нашему фестивалю. На его концертах и творческих акциях всегда полные залы, причем очень много молодежи. Вот это то, благодаря чему я могу с полным правом говорить, что не зря прошла жизнь, что-то удалось в ней сделать.

Бердяев говорил, что искусство - это единственное, что оправдывает существование человечества на земле. Человек в принципе существует. Живет он тогда, когда рождается ребенок, или он совершает нечто значительное, или участвует в революционных движениях - вот это есть жизнь. И чем больше таких моментов ты себе устраиваешь, тем лучше себя чувствуешь, продлеваешь свою настоящую жизнь. Поэтому фестиваль "Два дня и две ночи" - это именно период настоящей жизни.

- Этот знаменитый фестиваль вы придумали и готовите вместе с мужем Александром Перепелицей. Вы помните первую встречу?

- Да, конечно! У нас была такая "колхозно-помидорная" любовь. Я тогда училась на втором курсе консерватории, Саша - на третьем. Вообще-то, мы уже знали друг друга, где-то год мы ходили рядом, даже собирались вместе сходить куда-то, но нам что-то постоянно мешало. А тут нас, студентов, послали в колхоз, в село Троицкое. Поверите, но я все помню до мельчайших подробностей: кто во что был одет, даже какие тогда были запахи. Это было 8 сентября, мы в тот день почти не разговаривали, но постоянно смотрели друг на друга и не могли отвести взгляд. В течение всего дня у нас была постоянная связь глазами. Вообще-то, я в то время встречалась с одним парнем, даже собиралась выйти за него замуж. Но когда я увидела Сашу, то поняла, что вот это - тот самый человек, который должен стать моим мужем.

Но сразу вот так я не могла взять и все разорвать с прежним парнем, я должна была приехать домой, подумать. Тем более, что с житейской точки зрения это была прекрасная партия: отец - заместитель министра, квартира в Киеве, открытая дорога... А кто был тогда Саша? Простой студент консерватории... Но в то время мы жили немного другими ценностями и не очень-то обращали внимание на то, кто сколько зарабатывает. Любовь была важнее!

- Вы довольно долго жили за границей, в Германии, где намного спокойнее, бесконечно лучше налажен быт, выше ценится труд, в том числе творческий. Что же заставляет вас возвращаться в Украину, где так трудна и неспокойна жизнь?

- Да, пять лет я жила в Германии, но желания остаться не возникало. Один человек очень хорошо во мне подметил: "восточная женщина и украинский композитор". Композитор не может уехать навсегда от той земли, где его корни. Кроме того, я чувствовала, что как только я перестану быть человеком, который приехал в Германию для сочинения музыки, ко мне тут же станут иначе относиться. Мне придется занять чье-то место, можно сказать, отобрать у кого-то кусок хлеба. А поскольку я по жизни не "акула", то у меня есть моральные барьеры. Я в этом году получила звание профессора, но когда вижу своих старых преподавателей, которые все еще доценты, то мне немножко неудобно перед ними, хотя вины моей в этом, конечно, никакой. Но такое уже у меня свойство характера.

"Основной критерий - духовность"

- Кармелла, что есть для вас критерием в оценке творчества?

- Оценивает композитора будущее. Мы легко даем оценки тем, кто остался в прошлом, и бываем совсем беспомощными в оценке современников. Настоящий художник очень часто намного опережает своих современников, разрушает стереотипы, создает новые эмоциональные миры, и потому не воспринимается широкой публикой. Хотя бывает, что он просто плохо владеет мастерством, и потому тоже не имеет успеха. Так что успех или неуспех не может быть критерием. Основной критерий - духовность, которая присутствует в настоящей музыке, это то, что в свое время Иван Бунин назвал "легким дыханием". Он или есть, или его нет. А научиться "легкому дыханию" невозможно.

- Для вас каждый прожитый день - как День музыки, верно? И все-таки: как проводите свой профессиональный праздник?

- Я, наверное, вне музыки никогда не бываю. Даже когда в тишине пишу свою музыку, все равно для меня она звучит! И этот праздник я тем более провела с музыкой - в Швеции, на всемирном фестивале современной музыки, который проходит в Гетеборге и Векшё. Участвовала в ассамблеях, поскольку являюсь президентом украинской секции организации ISCM (Всемирные дни современной музыки). В 1997 году Украина влилась в эту организацию, которая существует с 1920 годов (Россия вступила после Украины - для информации). В этом году, кстати, на Днях ISCM были исполнены произведения одесского композитора Юлии Гомельской, тоже в прошлом ученицы Александра Красотова. Звучим!..

Беседу вели Мария ГУДЫМА
и Александр ГАЛЯС.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.