Номер 39 (732), 01.10.2004
К 110-ЛЕТИЮ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО
В детстве я услышала рассказ отца о всаднике с огненным взором. Этого всадника на белом коне отец увидел однажды на одной из одесских площадей, где проходили киносъемки. Им оказался Александр Петрович ДОВЖЕНКО.
Рассказ отца запомнился, и когда я читала биографию Александра Довженко, этого крестьянского сына, родившегося в сентябре 1894 года в селе Сосницы, что на Черниговщине, то перед моими глазами возник вдруг мальчишка, который прямо из ночного на белом коне умчался в мир радости и боли творчества. Учитель, дипломат (1921-1923 гг., Польша, Германия), художник-карикатурист, писатель, сценарист, режиссер, чье имя присвоено после его кончины в 1956 году Киевской киностудии художественных фильмов. Народный артист РСФСР, лауреат двух государственных премий ("Щорс", 1939 г. и "Мичурин", 1949 г.), Художник, чье творчество, чьи эстетические взгляды оказали огромное влияние не только на украинское поэтическое кино, но и на многих советских и зарубежных кинематографистов.
А. Довженко начинал свою жизнь в кинематографе с комедий: "Вася-реформатор" (Одесская кинофабрика ВУФКУ) и "Ягодка любви", а также приключенческой ленты "Сумка дипкурьера". Но затем в его творчестве проявляется стремление к поэтическому кино. Его киносказка "Звенигора" соединяет в себе и сказочный эпос, и реалии гражданской войны. В этом фильме уже видна яркая индивидуальность Довженко, нестандартность его киномышления. В последующих работах Довженко всегда присутствуют лирико-героический эпос, романтика, символичность, хотя остается место и для гротеска, для политической сатиры, придающей фильмам публицистическое звучание.
Я недаром обронила слова "крестьянский сын". И не только потому, что всадник на белом коне ассоциируется с былинными героями. Неотторжимость от природы, от образа родной земли, от образа Днепра это одна из ярких черт фильмов Довженко, в которых пейзаж не просто фон, он несет заданную эмоциональную нагрузку.
В режиссерскую фильмографию Александра Довженко, кроме уже названных, входят фильмы: "Арсенал", "Земля", "Иван", документальная лента "Освобождение" и др.
В творческом наследии Александра Довженко такие сценарии, как "Жизнь в цвету" (в прокате к/ф "Мичурин"), который как самостоятельное литературное произведение был опубликован в "Новом мире" Твардовского (за время существования журнала всего три сценария удостаивались такой чести), сценарий "Тарас Бульба", "Повесть пламенных лет", "Украина в огне", "Поэма о море" (за нее в 1959 году присуждена посмертно Ленинская премия). По многим из оставшихся после ухода из жизни Александра Петровича сценариям были поставлены фильмы.
Елена КОЛТУНОВА.