Номер 38 (1283), 9.10.2015
С введением принципа "свободной практики" в украинских портах теперь контрольные процедуры на границе для судов будут составлять минимум времени, как во всех цивилизованных портах мира. Как выполняется постановление Кабмина о дерегуляции в портах, в первый же день действия нового документа проконтролировали министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский и представители Администрации портов Украины.
В диспетчерской порта "Южный" на рабочей панели расположены несколько окон мониторов. Работают спутниковая система отслеживания судов, камеры видеонаблюдения за акваторией порта, с помощью которых можно наблюдать за проведением швартовых операций. На экране выведен список судозаходов с обязательным указанием времени ориентировочного подхода.
- Окно информационной системы портового сообщества демонстрирует практическую реализацию Постановления № 491, - поясняет Главный диспетчер порта "Южный" Александр Ковалюк. - За 24 часа до подхода судна в порт агент вносит документы в систему для рассмотрения контролирующими органами. Время подачи тоже фиксируется. Не позднее, чем за два часа до подхода судна контролирующий орган должен вынести свое решение, которое высвечивается в виде значков определенного цвета. Желтый - говорит о том, что служба будет проводить проверку на борту. И обязательно должна быть указана причина вынесения такого решения, чтобы можно было мониторить ситуацию. Синий значок - документ отправляется на доработку с указанием, какую информацию должен предоставить агент. Зеленый - судну предоставлена "свободная практика". То есть контроль на судне проводить не нужно.
В порту "Южный", первом в Украине, был апробирован принцип "свободной практики", который показал эффективность упрощения процедур и экономию времени нахождения судна в порту. Этот опыт сегодня распространен на все порты Украины и судозаходы. С 8 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 07.07.2015 № 491, которое предусматривает введение в действие ряда дерегулятивных мероприятий.
- Проводя встречи и беседы с представителями бизнеса с декабря прошлого года, мы собрали ряд предложений по решению проблем инфраструктуры, - сказал Андрей Пивоварский. - Украинские порты неконкурентоспособны из-за чрезмерной бюрократизации, суда простаивают, и международным транспортным компаниям невыгодно вести грузы через наши порты. В феврале мы разработали дорожную карту наших действий. Первое, что мы сделали, убрали анализ балластных вод. Вторым шагом было принятие Постановления № 491, которое существенно упростило процесс обработки судов и грузов.
В режиме "свободной практики" в порту "Южный" с марта 2014 года были приняты более 140 судов. В основном обрабатывались линейные суда, газовозы, контейнеровозы. Сейчас же формируется список судозаходов полностью по всем причалам и терминалам. Комиссия на борт уже ни к кому не поднимается. В случае, когда контролирующая служба доказывает необходимость проверки на судне, например СЭС, доктор поднимается на борт, решая вопросы в течение 20-30 минут. А параллельно все равно идет погрузка. Так экономится время производственного простоя.
Только час простоя судна "MSC CARINA" в порту "Южный" обходится в тысячу долларов. 8 сентября судно пришвартовалось к причалу № 18, чтобы загрузить 120 тысяч тонн руды. И сразу были начаты погрузработы.
- Каждые четыре месяца мы заходим в Украину, - рассказывает на мостике старший помощник Авик Сарке. - И знаем, как здесь оформляется судно. Приходится ждать по 3-5 часов. Но сегодня мы были удивлены. Такого никогда раньше не было. На борт зашли всего две службы: пограничники и карантийщики - потому что судно пришло из неблагополучной зоны. Вся процедура заняла всего 40 минут. В европейских портах эти вопросы решаются около часа. Очень хорошо, что в Украине упростили процедуры контроля. Сразу по приходу судна в порт мы начали грузить руду, с которой пойдем в Роттердам.
В Николаевском порту министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский поднялся на борт судна "Skippers Y", оформленного по новым правилам.
- Сегодняшние процедуры, это именно то, что я видел во время посещения европейских портов, когда на борт поднимается один человек, и комиссия заканчивается в течение 30 минут, отметил капитан судна. - Раньше это продолжалось до 5 часов.
В Ильичевский морской порт из Пирея прибыл контейнеровоз "Sainty Vogue" оператора контейнерных перевозок "Mediterranean Shipping Company", флаг Маршалловы Острова. С борта судна были выгружены 162 контейнера, погружены на судно 105 контейнеров. Все необходимые документы на заход судна в порт были предварительно оформлены в Информационной системе портового сообщества (ИСПС). Постановка судна к причалам проходила согласно требованиям новых нормативно-правовых документов, направленных на дерегуляцию в морских портах - контроль со стороны государственных органов непосредственно на борту судна не проводился, через 5 минут после постановки судна к причалам и установки трапа портовики приступили к грузовым операциям.
В соответствии с новыми требованиями Постановления № 491, вступившими в законную силу 08.09.2015, была упразднена и процедура оформления судов при переходе из одного украинского порта в другой в зоне деятельности одного таможенного органа. Судно вышло из Ильичевского порта в направлении порта Одессы без проведения таможенных формальностей. В Одесском морском порту на борт судна представители контролирующих органов не поднимались. А докеры стивидорной компании ДП "ГПК-Украина" незамедлительно приступили к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, на которые им были даны всего сутки.
За два дня с начала действия постановления Кабинета Министров № 491 касательно дерегуляции оформления судов в морские порты Украины зашли 38 судов. Также 31 судно было оформлено на выход из морских портов. Таможенный контроль непосредственно на судне осуществлялся в 14 случаях. В основном, таможенный контроль осуществлялся в случае подачи судовым агентом неполного перечня документов в таможенные органы. Санитарно-эпидемиологический контроль судна осуществлялся в 12 случаях. Львиную долю судов, на которых был совершен санитарно-эпидемиологический контроль, занимают суда, зашедшие в морские порты Украины из эпидемиологически опасных стран. Ветеринарный и фитосанитарный контроль судов осуществлялся в 3 и 6 случаях соответственно. Экологический контроль на судне со стороны представителей Государственной экологической инспекции в течение первых двух дней после начала действия Постановления не осуществлялся.
С упрощением контроля судов на границе экономятся время и деньги. По словам Юрия Васькова, благодаря нововведениям портовый бизнес сэкономит более 9 млрд гривен в год. Эти деньги пойдут на реинвестирование, повышение зарплаты, дополнительные поступления в бюджет. То есть это часть комплексной программы по развитию украинской портовой отрасли, - подчеркнул заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков. - В числе дерегуляционных мер в портах решен вопрос с ручной радиологией, которая была источником коррупции. Проверка будет осуществляться с использованием стационарных систем. Кроме того, отменена экологическая декларация на импортные грузы. В дальнейшем будет ликвидирована и на экспортные грузы.
Упрощение коснулось и процедуры выезда грузов из порта.
- Экспедитор может подать заблаговременно заявку в электронном виде, приложив все документы на получение грузов, - объяснил заместитель председателя АМПУ Вячеслав Вороной. - И на это есть четкий факт фиксации обращения в контролирующие органы, то, чего не было раньше. Экспедитор приходил к сотруднику таможни, подавал документ. Ему могли отказать в приеме, и он не мог доказать, что предоставлял документы. Сейчас все это можно проследить, что позволяет четко формировать очередь по подаче заявок.
Внедрение электронного окна ИСПС позволило избавиться от бумажной волокиты и "хождения по кругам" инстанций. Раньше агент готовил 100 экземпляров бумажных документов на приход судна, ездил и развозил по 6 контролирующим службам. Потом собирал ответы от этих служб. А после прихода судна вез участников комиссии на судно и развозил обратно. То есть в худшем случае были 4 похода по всем службам. Сейчас в электронном виде из офиса вы подаете один комплект документов. И получаете уведомление, что в такое-то время пограничная служба придет проверять документы у моряков пришвартованного судна.
Система ИСПС пока работает только в трех портах - Одесском, Южном и Ильичевске.
- В ближайшем времени эта система покроет все порты, - сказал Юрий Васьков. - Все будут оснащены технически. Также предусмотрен целый ряд других нововведений в оптимизации оформления судов, грузов и пассажиров. Все это сделает наши порты более конкурентоспособными.
Андрей Пивоварский отметил, что усиленный контроль выполнения Постановления КМУ будет продолжаться в течение месяца. И все выявленные нарушения должны фиксироваться и приниматься меры.
- Сейчас важно, чтобы бизнес-сообщество увидело, что мы - нормальный партнер, к нам можно спокойно заходить, и никто ничего не будет требовать. Это ультраважно, - подчеркнул глава ведомства. - Мы планируем эксперимент по привлечению транзита в ближайшее время. И будем давать 50 %-ный дисконт на портовые сборы для транзитеров по всем портам. А для этого нам необходимо доверие наших партнеров.
Контроль за соблюдением выполнения Постановления Кабмина ведется во всех украинских портах, созданы рабочие группы по мониторингу выполнения мероприятий при проведении документального контроля судов контрольными службам. Для информирования экипажей о нововведениях разработаны англоязычные памятки, которые будут выдаваться капитанам при оформлении иностранных судов на приход.
- Введение в действие Постановления № 491 позволит нашим портам стать более конкурентоспособными. Тогда мы сможем вернуть грузы в наши порты, - подчеркнул министр.
Инна ИЩУК.