Номер 38 (983), 2.10.2009

ЗА ЧТО ЛЮБЯТ УЧИТЕЛЕЙ?

Ответить на этот вопрос предложили своим ровесникам юные журналисты Дома детского и юношеского творчества "Доминанта". Интересно, что подобная тема предложена в одном из вариантов учебника немецкого языка для 7-го класса, о чем рассказала ребятам учитель школы № 25 Юлия Данильченко. В Европе, судя по упражнению, на такие темы говорят достаточно откровенно. По просьбе начинающих корреспондентов учитель предложила восьмиклассникам перевести и проанализировать текст. В нем говорится, что современные немецкие школьники открыты и толерантны, что особенно импонирует их учителям. Диалог они стремятся вести на равных.

Что же получилось у нас? Некоторые ребята из разных школ попросили не называть их фамилии: до открытого диалога и откровенности нам всем (и в первую очередь взрослым) надо еще дозреть. Но и мнения анонимов оказались довольно-таки любопытными.

- Мне нравятся почти все учителя. Но только с некоторыми я могу поговорить и на личные темы. Они меня поймут и дадут верный совет. На их уроки я иду с радостью, интересом, улыбкой. Они дают знания, и строгость их очень правильная и нужная. Но... есть вот одна учительница... Она очень строгая, мы всегда боимся, когда идем на ее уроки, потому что не знаем, что нас ждет. Особенно обидно, что у нее есть пара любимчиков. Она ставит им высокие оценки, а в их головах - пусто...

- Я думаю, что учителя наши очень хорошие. А если бывают злые, значит, на это есть какая-то причина: "достали" ученики или что-то в общении не ладится. Они ведь тоже стараются, даже деньги свои доплатят, если кто- то чего-то не сдал. Но, думаю, что если ученики будут хорошо относиться к учителям, то и они к нам будут хорошо относиться.

- Ненавижу учителей, которые знают, что не знаешь, и все равно спрашивают. Уважаю тех, кто не трогает, не унижает, если видит, что чего-то не знаешь.

- Я думаю, что многие учителя эгоисты. Они не понимают, что у нас тоже могут быть проблемы. Учителя думают, что проблемы только у них. Например, когда моей маме было плохо, меня отругали за то, что я опоздала на урок. Как будто я должна была бросить маму и сказать: "Извини, у меня школа". Мне же мама дороже! Но есть и очень хорошие учителя.

- Многие учителя не могут понять детей. Они никогда не верят нам. Но два учителя - учитель украинского языка и учитель географии - нас понимают.

- Я считаю, что учитель должен быть строгим, справедливым и не очень доверчивым. Он должен понимать, когда ученик обманывает, а когда говорит правду. Я считаю, что половина моих учителей именно такие.

- Все учителя разные. Один объясняет очень долго, потому что хочет, чтобы ученик понял эту тему. А другой думает, что ученик быстро сам все поймет. Еще многое зависит от предмета. Если предмет нравится, то и учитель нравится. Например, труд, физкультура, рисование. А если предмет не нравится... тут у каждого учителя бывает по- своему.

Действительно, у каждого по-своему. И мнение - у каждого свое. Даже если кто-то не сумел его высказать, то попробовал... нарисовать. Картинка для психоаналитика уникальная: школьник изобразил директора в виде солнышка, выглядывающего из-за тучек (все с подписями, глазками и улыбками), но из тучи-учителя (классного руководителя, вероятно) на автора этого художественного произведения, изобразившего себя в виде тоненького несчастного человечка, падает (прямо в голову) несоразмерно огромная (по сравнению с человечком и тучками) молния. Несчастная жертва только и успевает кричать: "Ай!". Неужели такими несчастными чувствуют себя в школе дети? Рисунок вроде бы шуточный и безобидный - "по приколу", как выразился бы современный тинейджер. Но так и хочется попросить: учителя! Не мечите же вы в детей свои молнии.

А эти мнения школьники из 25-й школы высказали открыто.

Владислав ДЕВЯТКОВ: "По моему мнению, все учителя равны и учат одинаково. Все зависит от нас. Мне нравится, когда мы на уроке дискутируем. Я со всеми учителями люблю поговорить. Но строгие очень хорошо учат. Это учителя химии, физики, математики. Некоторые из них надрываются, чтобы нас научить, к таким учителям я отношусь особенно хорошо. А к нам очень хорошо относится учительница немецкого, но это не всегда бывает взаимно. Лично я люблю этот предмет, так же, как и учителя, который его ведет.

Юля ЯРМОЛЕНКО: "Я считаю, что учителя не должны быть только добрыми либо только строгими. В разных ситуациях нужно проявлять разные качества. Учитель должен стать для ученика как преподавателем, так и понимающим другом. При этом в классе всегда нужно держать дисциплину. Неправильно, когда учитель начинает рассказывать о своих личных проблемах на уроке. Плохо также, когда учитель считает, будто его предмет - самый важный и важнее нет. Когда просто не успеваешь сделать домашнее задание, он не понимает: "Как же так?". Я согласна, что многие не хотят работать и ленятся; но бывают всякие ситуации. Учитель должен хорошо знать свой предмет, доступно доносить информацию до учащихся, быть более понимающим и уметь отличать ложь от правды.

Материалы полосы подготовила
Ирина ДЕНИСОВА.