Номер 38 (885), 12.10.2007

ОСТАНЕТСЯ ЛИ ПОРТ ОДЕССКИМ?

Руководители стивидорных компаний Одесского морского торгового порта обратились с открытым письмом к президенту, премьер-министру и городскому голове Одессы.

Авторы обращения обеспокоены заявлением директора КП "Агентство программ развития Одессы" М. Фрейдлина (см. "Одесский вестник" от 4 августа 2007 г.), в котором говорится, что через "5-8 лет нынешнего грузового порта не будет в черте нашего города", а на землях, занимаемых сегодня портом, будут построены отели, развлекательные и увеселительные заведения, другие учреждения туристической индустрии.

"Мы считаем эти заявления неконструктивными, безосновательными и непродуманными, - говорится в обращении, - они не способствуют поиску действительно стратегических решений перестройки города с учетом транспортного потенциала одесского региона".

Также в письме подчеркивается, что сотрудничество инвесторов, в том числе и иностранных, с Одесским портом базируется на ряде законов Украины. Договоры о реализации инвестиционных проектов заключены на срок от 25 до 50 лет. Немаловажен и тот факт, что большинство учредителей предприятий Одесского порта - партнеры из европейских стран, которым трудно понять, что установленные государством нормы и правила могут меняться по прихоти некоторых чиновников.

Инвесторы считают, что любые заявления или действия чиновников относительно переноса Одесского порта за черту города могут иметь негативные финансовые последствия для государства, поскольку необходимо будет возвратить инвесторам средства, затраченные ими на реализацию инвестиционных проектов, компенсировать убытки, моральный ущерб, недополученную прибыль, решить социальные проблемы, т. е. трудоустроить сотрудников нынешних стивидорных компаний.

"Кроме того, местные должностные лица не осознают сегодня, что ни один серьезный инвестор, который уважает свое имя и ценит свои деньги, не будет вкладывать инвестиции в объекты, которые обременены миллиардными долговыми обязательствами. Таким образом, надежда привлечь капиталы в строительство на существующих мощностях Одесского порта зоны развлечений и отдыха является иллюзорной и безответственной в сущности", - заключают авторы письма.

Ранее сообщалось, что М. Фрейдлин заявил, будто "не должно быть даже успешных промышленных предприятий в черте города. Да, их вынос чреват определенными трудностями, но есть и выгоды". По его мнению, подлежит выносу Одесский морской торговый порт, причем пассажирский терминал должен остаться в Одессе, а грузовые потоки следует перевести в Южный и Ильичевск.

М. Фрейдлин отметил, что экологический ущерб от работы порта несоизмерим с выгодами, которые он приносит. Только в 2006 году в результате деятельности порта в атмосферу попало 162 тонны загрязняющих веществ. Но еще большую опасность представляет большегрузный транспорт, а в порт ежедневно направляется около 1,5 тыс. грузовиков.

Также министр транспорта и связи Николай Рудьковский заявил, будто "жители Одессы не хотят дышать химикатами, которые перегружаются в порту как сыпучие грузы. Для этого мы и разработали план развития порта Южный, чтобы все сыпучие грузы вынести туда - и из Одессы, и часть из Ильичевска".

31 августа в Одесском морском торговом порту состоялся митинг против попыток передачи части земель порта в распоряжение городу, в ходе которого в порту было объявлено предзабастовочное положение, избран забастовочный комитет. В ходе акции звучали обвинения и резкие заявления в адрес городских властей и министра транспорта. Участники митинга направили письмо Президенту Украины с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и взять ее под свой контроль.

ДЛЯ СПРАВКИ. Чистая прибыль порта по итогам 2006 г. составила 127 млн грн, или 38 % прибыли всех государственных портов Украины. В настоящее время Одесский порт объединяет свыше 15 тыс. человек, которые непосредственно работают на его территории, и около 100 тыс. человек, чья деятельность так или иначе связана с предприятием. Бюджеты всех уровней ежегодно получают от деятельности ОМТП около 600 млн грн.