Номер 37 (1282), 2.10.2015
До недавнего времени я только слышала, что существует такая организация как скауты. В Википедии поясняется, что это - "всемирное юношеское движение, которое занимается физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом". А вот как это происходит на деле, поняла, попав на мероприятие, которое проводило Одесское областное отделение Национальной организации скаутов Украины.
9.30. Встреча возле Потемкинской лестницы. Первым приходит двенадцатилетний Даня Глушков. Он сегодня волонтер. Даня в клубе скаутов уже три года.
- Меня сюда заставила мама пойти. Я посмотрел, попробовал, и мне понравилось, - говорит мальчик.
За это время Даня успел заработать несколько медалей по спортивному ориентированию. - Вообще, скаутинг - это образовательная система, где дети в процессе игр и интересных занятий получают гораздо больше знаний и навыков, чем в обычной школе. Это в мире называется неформальное образование, - рассказывает Раиса Краева, которая возглавляет одесских скаутов.
Скауты, по ее словам, учатся всему, чему только можно. Летом - выживать в природе: сами готовят на кострах, строят шалаши, спят в гамаках и палатках, в любую погоду собирают дрова, лазают по веревкам, плавают, играют в разные командные игры, в том числе, и ночные. Зимой - участвуют в соревнованиях по ориентированию, туризму, квестах, проводят акции, в том числе, и для переселенцев или детей из приемных семей. Возрастных ограничений для скаутов нет.
- У нас могут собираться разновозрастные группы, даже родители с маленькими детьми помещаются в наших лагерях, - объясняет Р. Краева. - Только они стоят отдельно, а уже подросшие дети, чаще всего это старшие братья и сестры, работают инструкторами и лидерами для младших и новичков. Порой случается, что инструктор моложе своего подопечного. Например, в этом году 11-летняя Даша Гриб была у нас в лагере завхозом по продуктам, а некоторые новички были и старше, и выше ее на голову, но Даша никого и близко не подпускала к продуктам.
Тем временем прибыли скауты из Киева и Черкасс. Говорят, что спали очень мало, но быстро включаются в работу.
10.00. "Одни - умные, другие - бегают", - шутит Раиса Васильевна. Это значит, что участники должны выбрать между забегом по Потемкинской лестнице, спортивным ориентированием и игрой "Что? Где? Когда?". Народ разделился примерно поровну. Я тоже решила поучаствовать. Бегать по лестнице не очень хотелось, а вот с ориентированием в команде скаутов мне нечего бояться. Это люди бывалые. Каждое лето они учатся выживать в лесу, поэтому Лунный парк для них - просто детская площадка.
Вооружившись картой и навыками моего напарника-скаута, идем искать КП - контрольные пункты. Они представляют собой номерки, прикрепленные к деревьям. В окружающую местность они вписываются идеально, поэтому, чтобы их заметить, нужно обладать особой внимательностью. Без особого труда обнаружив три КП, мы возвращаемся обратно, чтобы доложить о своих успехах. Задание выполнено, мы молодцы. Но не все так просто.
- Теперь иди сама искать, - говорит мне Р. Краева. - А Даня будет за тобой присматривать.
В первый раз КП располагались в доступных местах - на ветвях деревьев. А на этот раз мне предстояло поискать КП на склонах... Мои надежды разглядеть номерки с земли разрушились после первой же попытки. Даня без особого труда карабкается на склон, а я остаюсь на земле и думаю, как бы туда залезть. Кое-как зацепившись за ближайший корень, лезу вслед за Даней. Он держит мою сумку, чтобы лезть было легче. Слышу, как он тихо посмеивается. Да мне и самой смешно. КП номер шесть - в пределах видимости. Следующее КП, судя по карте, где-то возле Тещиного моста. Назад дороги нет. Если залезть на склон еще можно, то вниз спускаться я буду колобком или бомбочкой. Приходится перелазить через небольшой бетонный забор. Зрелище смешнее предыдущего. Теперь посмеивается не только Даня, а и прохожие. Перепачкавшись в пыли, отправляюсь на поиски следующего КП. На этот раз не нужно никуда лезть, и это радует. Последнее КП скрывается на клумбе.
Это мне еще с погодой повезло. А ведь скауты бегают и в дождь, и в снег, и в мороз.
Возвращаемся обратно. Отчитываюсь о выполнении задания, и мы отправляемся на интеллектуальные игры.
- У нас раскрываются порой те, кто в классах и во дворах числится "ботаниками", странными или просто не котируются, - рассказывает по дороге Раиса Васильевна. - А у нас они получают защиту от хамства ("дедовщина" и подобные штучки тут строго пресекаются, равно как нецензурные выражения и игра в карты), потому раскрываются как очень интересные личности.
Так, к примеру, Вадик Колесник - чемпион по ориентированию и участник Всеукраинских олимпиад по математике и физике, у нас - признанный авторитет. Кто ни приезжает из скаут-лидеров других городов или просто педагогов, удивляются: откуда у вас такие замечательные дети, прирожденные лидеры и таланты. Открою секрет - не прирожденные, а воспитанные. А еще у нас есть ребята, которые всего пару раз соприкоснулись с клубом, но навсегда ощутили на себе его влияние. Сейчас на дизайнера учится Юна Челбашева, на художника - Маша Митрофанова. Мы дружим и приглашаем их в гости, всегда радуемся их успехам в жизни.
Обычное дело в лагере скаутов - посиделки за костром. Каждый вечер проводится "разбор полетов" - нечто среднее между романтикой костра и строгостью научного совета. Дети обсуждают сложные темы, размышляют о таких вещах, как верность и предательство, честь и лесть и так далее.
12.00. Знатоки собираются в бизнес-центре Шевченковском. Скауты разделились на команды, а мы - в качестве зрителей.
Впервые за целый день сижу, но не чувствую усталости. А вот Раиса Васильевна отдыхать и не собирается - помогает воспитанникам оформить заявки, общается с организаторами, делает кофе и наконец возвращается за наш столик.
- В этом и разница между учителем и педагогом. По идее, я должна была бы уже уйти домой. Но мы, педагоги, работаем не по часам. Сколько нужно времени провести с детьми, столько и проведу. Ведь педагог формирует личность. А учитель просто вкладывает свои знания. Учитель преподает свой предмет. А педагог пользуется предметом как инструментом воспитания личности. При этом неважно - математика это или литература.
Ее поддерживает коллега из Черкасс Максим Помойницкий, он тоже считает, что педагог - это больше, чем учитель.
А вот нам предлагают сыграть вне конкурса. Называем команду "Тень учителя".
Первый тур - индивидуальный. Задание - по картинке на экране вспомнить мультик и написать, какое число упоминается в названии. Немного нарушая правила, мы дружно "сливаем" друг другу ответы.
Первый кадр - три пятнистых щенка в корзинке. Узнаем сразу - 101 далматинец. Дальше - кадры из советских мультфильмов. Их узнают все, даже самые маленькие участники. Под конец - современные мультики. Один из них я узнала - "Ким 5 с плюсом". В итоге первый тур приносит каждому из нас по 8 очков.
Следующий тур заставляет логику поработать. Здесь вопросы из разных сфер - про фильмы, восточные премудрости, легенды и даже педагогику. Иногда ответы настолько очевидны и просты, но мы, думая, что не может быть все так просто, запутываемся. Но в итоге побеждает дружба.
14.00. Игра заканчивается, делаем общее фото на память.
Я еду домой писать о прошедшем мероприятии. А вот у Раисы Васильевны через полтора часа - другое мероприятие. И в самом деле, педагог - это больше, чем "просто" учитель.
Оксана СИТИНСКАЯ.