Номер 36 (1429), 12.10.2018
В последние годы в Украине активно обсуждают вопросы гендерного равенства и предпринимают различные меры, направленные на его достижение.
Во многом это связано с активной мировой политикой в этом направлении. Ведь "обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек" - одна из глобальных 17 целей в области устойчивого развития ООН, которые планируется достичь до 2030 года. Между тем любые инициативы должны быть хорошо просчитаны с финансовой точки зрения. Мы попробовали разобраться в том, как ищут и находят деньги на "гендерное равенство" - и так ли это сложно, как кажется.
Ждать нельзя действовать
Хотя Украина входит в число стран, которые одобрили Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и, следовательно, взяла на себя обязательство обеспечить гендерное равенство, реформы в этом направлении до сих пор вызывают в нашей стране дискуссию, смысл которой можно свести к предложению: "А нельзя ли подождать?" Противники гендерно-ориентированных реформ аргументируют свою позицию тем, что у нашего государства нет ни единой "лишней копейки", а даже если она и найдется, то есть куда более важные задачи. В конце концов мы веками жили в условиях неравенства и вполне приспособились, так что поживем еще немного до лучших времен, когда госбюджет пополнится настолько, что хватит денег и для гендера. А вот школы, больницы, дороги, жилкоммунхоз требуют средств "здесь и сейчас", равно как и многое другое, без чего невозможно обеспечить хотя бы минимально приемлемые условия жизни, которые, в конечном счете, одинаково важны для женщин и мужчин, мальчиков и девочек.
Что ж, трудно спорить с тем, что сегодня, в условиях катастрофической нехватки средств, "головная боль" любого уровня власти - от высшего, государственного, до самой малой сельской громады - "затыкание дыр": починить поломанное, построить нужное, учесть неучтенное. Но как выяснить - какие именно "дыры" нужно затыкать?
И вот тут-то на помощь приходит именно гендерно-ориентированный подход. Который, по словам известной экспертки по проблемам гендерной чувствительности Светланы Геращенко, позволяет точнее выявить недостатки действующей инфраструктуры и исправить их, опираясь на потребности жителей громады.
- В первую очередь при составлении такого бюджета учитываются интересы и потребности женщин и мужчин, девочек и мальчиков, а в конечном итоге - всего общества, - говорит С. Геращенко.
Из чего следует, что для реализации гендерной политики не нужно особых дополнительных средств, достаточно распределить имеющиеся - с учетом интересов населения.
"Слепота" вредна и для проектов
Этот тезис подтверждает без малого 30-летний опыт гендерно-ориентированного подхода в мировой практике (впервые он был применен в 1990 году в Австралии). В настоящее время гендерное бюджетирование используется в 70 странах мира, от таких передовых в социально-экономическом плане, как Швеция или Дания, до развивающихся государств Африки. Одним из его составляющих является "гендерный аудит", который проводится для изучения результатов использования финансовых средств по сравнению с теми, которые были запланированы. Таким образом, при составлении нового бюджета его авторы получают возможность оценить эффективность проделанной работы и внести изменения.
"Данные, собранные в процессе аудита, позволяют обнаружить слабые места в программной деятельности и усилить взаимосвязь с целевыми группами и местным сообществом", - утверждают авторы пособия по проведению гендерного аудита в странах Восточного партнерства.
"Гендерно слепые" проекты и программы появляются вследствие того, что их авторы не уделяют достаточного внимания коммуникации с целевыми группами, не проводят оценку потребностей населения.
Понимание этого пришло к руководящему составу нашего государства. Так, вице-премьер-министр - министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко подчеркивает, что при разработке местных бюджетов "гендерная составляющая должна учитываться в обязательном порядке - только так мы можем быть уверены в том, что они действительно способствуют развитию громады".
Однако стереотипные представления о "мужском" и "женском" мешают не только представителям власти адекватно оценить интересы громады: население тоже может "не оценить" проделанную работу.
Часто говорят о том, что женщинам нужны качественные тротуары во дворах, зеленые зоны, медицинские и детские учреждения, близко расположенные к месту жительства, и т. п. Но тут закономерно возникают вопросы: разве женщины озабочены только уходом за детьми? только ли женщины ухаживают за детьми? нужно ли все вышеперечисленное только детям?
- Между мужчиной и женщиной может быть меньше различий, чем между двумя людьми одного пола, - рассказывает Светлана Геращенко об опыте внедрения гендерного подхода в объединенных территориальных громадах (ОТГ) Винницкой и Херсонской областей. - Мы попробовали ввести в опрос еще один признак, разделив людей по месту проживания (село/город) и оказалось, что у сельских и городских женщин или мужчин абсолютно разные потребности. Потому так важно постоянно проводить опросы населения, а не опираться на собственные представления и стереотипы. Например, спортивные площадки: их установка стоит недорого, пользоваться ими теоретически могут и мужчины, и женщины всех возрастов. Но опросы показывают, что в некоторых селах люди считают, что они только для мальчиков, а в некоторых на спортивной площадке готовы заниматься все, независимо от пола. В первом случае можно, конечно, пытаться изменить существующие стереотипы, но если девочек не интересуют тренажеры, их наверняка интересует что-нибудь другое. Именно это "другое" и должно быть учтено при составлении бюджета.
Без перекосов и стереотипов
В западных странах для анализа используют намного больше критериев: этот принцип называется "G8+". Опросы учитывают не только пол, возраст и размер населенного пункта, но и состояние здоровья, материальное и семейное положение, религиозную и этническую принадлежность людей. Результаты исследования показывают, насколько востребованными окажутся те или иные решения, что требует внимания в первую очередь, а что - временно - можно отложить.
Светлана Геращенко говорит, что этот стандарт - то, к чему стоит стремиться: "принцип G8+ удобно использовать для управления бюджетом территориальной громады. Это позволяет расходовать средства на то, что нужно конкретным людям, не распыляясь на невостребованные проекты". То есть гендерно-чувствительный подход не только не требует дополнительных средств, но и удерживает от неразумных затрат.
- В Европе давно поняли, что нужно стараться включить в жизнь общества как можно больше людей, - говорит социологиня Елена Стрельник. - Сегодня в Украине женщины составляют 52 % населения, но они по ряду причин не могут полноценно реализовать свой потенциал. Существующие стереотипы, однозначно связывают женщину с домашней работой и уходом за детьми: противники реформ опасаются, что работающие женщины откажутся от рождения детей. Однако, если общество сделает шаг навстречу матерям, выбирать между работой и ребенком не придется.
Как показывает статистика, средний возраст рождения первого ребенка действительно повышается, но этот процесс неизбежен. Увеличивается время, которое тратят на образование как мальчики, так и девочки, а это не может не привести к тому, что люди позже начинают полноценно строить отношения и карьеру. Впрочем, все не настолько страшно: в среднем и в Европе, и в Украине возраст молодых матерей составляет 28 лет.
- Современные молодые люди подходят к вопросам быта очень ответственно, - объясняет Оксана Ярош, докторка политических наук, много лет занимающаяся вопросами гендерного равенства, - они склонны планировать все, просчитывать риски. Не все, но определенная тенденция прослеживается. Мы должны понимать разницу между Украиной и странами ЕС в этом вопросе: если "у них" речь идет о том, чтобы с рождением ребенка сохранить комфортный уровень жизни, то у нас молодые девушки говорят о "выживании". Это связано с дискриминацией в трудовой сфере, и грамотно выстроенная бюджетная политика может оказать положительный эффект. Нет, заводить детей раньше 25-28 лет уже не начнут, проблема не в этом. Проблема - то, что материнство сегодня это страшно и не по средствам.
По данным Главного управления государственной службы статистики в Одесской области, сейчас в нашем регионе на 1000 женщин приходится 887,1 мужчин, при этом среди городского населения этот показатель - 875,2, а сельского - 911,2. При этом на тысячу новорожденных девочек приходится 1070 мальчиков. Тенденция достаточно очевидна: несмотря на то, что мальчиков рождается больше, с возрастом статистика меняется, и уже в возрасте до 39 лет на 1000 женщин приходится 1020,2 мужчин, в возрасте от 40 до 44 лет мужчин - 942,8 на тысячу женщин, а среди людей старше 70 лет - только 489,3. Среди причин, вызывающих такой дисбаланс, не последнее место занимает отсутствие грамотно выстроенной гендерной политики при составлении бюджетов. При этом женщины составляют 52-56 % населения Одесской области.
- Мужчины живут меньше, а работают больше, почему в первую очередь думают о женщинах? - возмущается экономист Игорь Жиневский, комментируя статистику региона. - В последнее время стало модным проявлять заботу о прекрасном поле, называть женщин уязвимой группой, но, как видите, уязвимыми оказываются мужчины. Гендерно-чувствительный подход к составлению бюджета совсем не о том, чтобы дать женщинам как можно больше, он - для всех.
Несмотря на довольно агрессивную риторику, эксперт уверен, что грамотное применение предложенного инструмента "без перекосов и стереотипов", может решить эту и многие другие существующие проблемы.
- Нынешняя политика построения бюджета нацелена на среднестатистического мужчину, который молод (но не слишком, между 30-40 годами), абсолютно здоров и не имеет на иждивении никого, даже кота, - говорит И. Жиневский. - Это максимально "дешевый" для бюджета гражданин, но, к сожалению, в реальной жизни таких людей почти не существует. Естественно, в данный момент идет пересмотр всех бюджетных программ - от здравоохранения и культуры до инфраструктуры и спорта.
И селу, и городу
В рамках ОТГ внедрение новых подходов происходит быстрее - в силу масштаба. И уже появились первые истории успеха: сразу в нескольких объединенных территориальных громадах Одесской области - Балтской, Великомихайловской и Любашевской - в результате применения нового финансового инструмента пришли к решению развивать внешкольное образование так, чтобы заинтересовать... мальчиков.
Жители райцентра Любашевка рассказывают, что в местной школе как-то так "исторически сложилось, что все кружки вели учителя, кому что было интересно". Из-за того, что педагогический состав был "традиционно женским", состав кружков оказался весьма односторонним - вышивка, шитье, народный хор, рисование, танцы и волейбол. Некоторые мальчики посещали эти занятия, но большинству хотелось заняться боксом, освоить игру на гитаре, изучать программирование или робототехнику. Похожим образом ситуация складывалась и в селе Петровка Балтской ОТГ, и в райцентре Великомихайловка. Раньше жители решали проблему самостоятельно; те, у кого была возможность, отвозили детей на интересные занятия в соседние населенные пункты, где был нужный кружок, а те, у кого такой возможности не было, пускали ситуацию на самотек, не надеясь на помощь администрации.
- Не все удается сделать быстро, но мы движемся в нужном направлении. Закупаем новое оборудование, ищем преподавателей, поддерживаем инициативных жителей, - говорит глава Балтской ОТГ Сергей Мазур, подчеркивая, что применение гендерно-чувствительного подхода не только является неотъемлемой частью так называемой "дорожной карты децентрализации", но и позволяет следовать настоящим, а не надуманным, интересам громады.
Истории успешного применения гендерного бюджетирования в территориальных громадах кажутся опытом, который неприменим в условиях большого города. Однако каждый большой город - это объединение небольших сообществ людей. Ярким примером того, как меняется мир вокруг, является обычный одесский двор на Черемушках. Всего лишь два года назад это был самый обычный двор, образованный тремя пятиэтажными "хрущевками", с разбитым асфальтом, мусором на одичалых газонах и играющими в пыли детишками.
- Первое, что я решил сделать - привести двор в порядок, чтобы вокруг не было этой безнадеги, - рассказывает председатель ОСМД Кирилл Шевцов. - Сначала пытался спрашивать у людей, что бы им хотелось. Быстро понял, что у каждого какие-то свои пожелания, и неясно, за что хвататься в первую очередь, на что реально собрать деньги, а что может и подождать. Про принцип "G8+" прочел в интернете. Так действительно проще понять, что делать в первую очередь. Выяснилось, что членов ОСМД больше всего беспокоит не свалка под окнами (забавно, это вообще никого не смущало) и не разбитая дорога с глубокими лужами: большинство жителей пятиэтажек хотело иметь возможность пообщаться друг с другом на свежем воздухе.
- В наших домах живут, в основном, пенсионеры и именно они проводят дома много времени, - рассказывает К. Шевцов. - Поэтому мы начали с установки лавочек у парадных и беседок со столиками: столы популярны у мужчин, они постоянно играют там в нарды и шахматы, устраивают турниры. Придомовую территорию приводили в порядок все жители по собственной инициативе, теперь ищем инвесторов, чтобы перестелить асфальт.
Почувствовав, что ОСМД действительно учитывает их интересы, а не действует по какому-то неведомому плану, жители двора начали проявлять больше инициативы, предлагать новые идеи и, что немаловажно, терпимо относится к "обязательным" для выполнения работам - понимая, что в конечном итоге, это для них. Их уже совсем не пугают такие понятия, как "гендерный подход" или "гендерный аудит".
Александр ГАЛЯС,
Тамара ГЛАДКАЯ.