Номер 36 (883), 28.09.2007

БИБЛИОТЕКИ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Владимир Маяковский когда-то писал: "У советских собственная гордость!" Что ж, в этом есть определенный резон. Нельзя было смириться с приматом марксистско- ленинской идеологии, рассчитанной на приматов, извините, за каламбур. Нельзя было смириться с ленинско-сталинским террором, брежневскими психушками, номенклатурными двуликими Янусами и т.д. и т.п. Однако образование - среднее, высшее, профессиональное, начиная с ФЗО, было на высоте, культура - кинематограф, театр, балет, музыка, спорт, даже шахматная культура, образно говоря, могли померяться силами со сборными мира. Три Нобелевских лауреата за 70 лет - это совсем не плохо, согласитесь! Правда, зачастую это было вопреки социалистической действительности и логике, но ведь было! И СССР действительно был самой читающей страной в мире!!!

Вот мы и подошли вплотную к нашей библиотечной теме.

Страна не могла бы быть самой читающей в мире, если бы не было отлично поставлено библиотечное дело.

Как и во многих других вопросах культуры, это дело развивалось зачастую "рассудку вопреки", наперекор социдеологии и практике развитого социализма. Читали много, читали, что называется, запоем. Но не всегда читали то, что хотели. А иногда за излишнюю читательскую любознательность можно было загреметь и в ГУЛАГ. Впрочем, читали и там... Нет, можно было прочитать кое-что из запрещенного и здесь. Мне, к примеру, везло. В начале 50-х я учился, жил и служил в Питере. Павло Тычина великолепно написал об этой Северной Пальмире:

Этот город, как гром и как град:
ПЕТЕРБУРГ - ПЕТРОГРАД - ЛЕНИНГРАД!

Воистину, говоря его же словами: "Вдар словом так, щоб аж дзвенiло мiддю!"

И "вдарил"! Но вернемся к ленинградским библиотекам начала пятидесятых. В те достопамятные времена там работала, в основном, старая петербургская потомственная интеллигенция, которая уцелела после блокады и всех политических взбрыков большевизма. Так они мне давали читать из-под полы, конечно, даже заключительное слово Бухарина на известном процессе, когда его шельмовали как германского шпиона, что он и отрицал. Не хвалясь, скажу: я всегда и во всех библиотеках имел доступ к запрещенной литературе.

А теперь перенесемся из Пальмиры Северной в Южную: в Одессу года 1935-го... Впрочем, "по дороге" можем заглянуть и в Одессу пушкинскую, обнаружив там любопытную вещь в письме П.А. Вяземскому конца 1823 г.: "Одесса город европейский - вот почему русских книг здесь и не водится".

Здесь можно усмотреть иронию, однако в письме А.А. Дельвигу от 16 ноября 1823 г. этот мотив повторяется с точностью до наоборот: "Впрочем, я живу по-азиатски, не читая ваших журналов".

Между тем, как пишут одесские пушкинисты, хотя регулярное поступление в Одессу столичных журналов и альманахов было в ту пору еще не налажено, город (если верить тогдашней местной газете) уже имел клуб "Ресурсы" с кабинетом для чтения и "Хаджибейский клуб" с кабинетом для чтения периодических изданий ("Одесский год Пушкина", автор- составитель К.С. Саркисьян, Одесса, издательство "Маяк", 1979 г.).

Во всяком случае, в конце ХIХ века энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечал среди прочих одесских культурных достопримечательностей и городскую публичную библиотеку, "имеющую более 80 тысяч томов", а также бесплатную городскую читальню.

Адресна та довiдкова книга "Одеська область" (видавництво "Чорноморська комуна", 1935 р.) начинает библиотечный раздел с научной государственной библиотеки - ул. Пастера, 13, директор - В.Я. Роговой. Вот и мы начнем. Тем более, что в 1926 году при Одесской центральной научной библиотеке был организован музей книги.

В музее были отделы:

1. История письма и рукописной книги.

2. История книгопечатания: а) в Европе; б) в Украине; в) в России.

3. Книга восточная.

4. История палитурки.

5. Техника издания книги.

В ту пору Одесская научная библиотека особенно гордилась отделом "друкарсько⌡ книги", который был "багатий iнканабулами, продукцi≤ю захiдного видатного друку ХIV, ХVII столiть".

И далее в музейной аннотации писалось: "Крiм вищезазначеного, можна бачити цiкавi матерiали по Одесицi, колекцi⌡ полiтичних листiвок, революцiйний плакат, збiрку полiтурок радянсько⌡ книги, лубки, колекцiю книг мовами нацменшостей, едину велику колекцiю у бiблiотеках Союзу книг-лiлiпутiв, стародавнi рукописи камбоджiйською мовою i таке iнше".

Во времена 70-летней давности в городе было 10 районных библиотек, в том числе Фонтанська районна - Великий Фонтан; Центральна дитяча - вул. 10-рiччя Червоно⌡ Армi⌡, 64; дитяча- вул. Перекопсько⌡ Перемоги, 9. Заведовала Центральной детской библиотекой тов. Миркина.

Была еще Обласна державна бiблiотека - вулиця 10-рiччя Червоно⌡ Армi⌡, 64. При ней был открыт кабинет самообразования, читальня, абонемент, отделы выдачи передвижного фонда. Директорствовал тов. Грибненко А.Л. Он же возглавлял в те времена и Одесский библиотечный техникум, что находился в том же помещении, где и областная госбиблиотека, и центральная детская, - на четвертом этаже.

На ул. К. Либкхнета, 25 располагался областной библиотечный коллектор, а в Николаеве, который тогда входил вместе с Херсоном и Кировом (впоследствии Кировоградом) в Одесскую область, размещался межрайонный коллектор - Большая морская, 50, которым заведовал тов. Пооп.

Еще одной особенностью тогдашнего библиотечного дела являлось наличие клубных и национальных библиотек. В Одессе середины 30-х гг. прошлого века функционировало 29 клубов и Дворцов культуры. В 13 из них работали стационарные библиотеки, в семи действовали передвижные фонды. Так, в железнодорожном клубе - ул. Мизикевича, 44; интерклубе - 15- й рабоче-крестьянской милиции, 43; водников - ул. Ласточкина, 2; во Дворце моряков - ул. Фельдмана, 9; в клубе трамвайщиков - ул. Комсомольская, 40; печатников - Краснофлотский пер., 10, а также в клубе милиции - Овчинников пер., 4 - функционировали стационарные библиотеки. А в клубе мукомолов - ул. Халтурина, 4, им. Воровского - Ленина, 2; медсантруда - К. Либхнекта, 20 и др. - передвижки.

Интересно, что Клуб польский и Дом еврейской культуры размещались в одном здании - по ул. 15-й рабоче-крестьянской милиции, 43, тогда как Польская клубная библиотека находилась на ул. Перекопской Победы, 1.

Что касается еврейской центральной библиотеки, то она функционировала на той же улице, где располагался и дом еврейской культуры, - на ул. 15-й рабоче-крестьянской милиции, 43.

Шестьдесят лет спустя, в 1995 году, библиотек в Одессе стало больше: 3 детских и 19 взрослых. Появилась центральная научно-техническая - ул. Маршала Говорова, 4 и НАУЧНО- МЕДИЦИНСКАЯ - ул. Полевая, 5. Одесская государсвенная научная библиотека им. А.М. Горького была по-прежнему расположена в здании, сооруженном в 1904-06 гг. по проекту знаменитого Ф.П. Нестурха, полки книгохранилищ по-прежнему вмещали более пяти миллионов томов на 106 языках мира, и особо редкие издания по-прежнему хранились в специальном музее, но все меньше ассигнований выделялось на библиографическую и научную работы. И так было со всеми массовыми библиотеками города, не только с "научкой". Некоторые из них исчезли, канули в Лету...

Впрочем, так было не везде. В самом спальном из одесских спальных районов есть филиал № 30 городской библиотеки им. И.Я. Франко, которым заведует Ольга Григорьевна Кирилишина. Сколько я видел массовых или районных библиотек на своем веку, однако лучше не встречал.

Во-первых, несмотря на всеобщее библиотечное безденежье, библиотека постоянно пополняется книжными новинками. Отчасти за счет читателей, а это что-то, да значит.

Во-вторых, в читальном абонементном залах библиотеки и всегда масса читателей.

В-третьих, здесь постоянно устраивают интересные встречи, беседы с интересными людьми.

Я уже не говорю о культуре и высоком профессионализме обслуживания со стороны всех без исключения сотрудников.

Казалось, чего бы еще желать? Но есть моменты в нашем библиотечном деле, которые не зависят от уровня обслуживания и квалификации библиотечных работников. Повсеместно уменьшилась тягя к чтению. Телевизор и компьютеры отваживают читателей от книги. Это первое. И второе, не менее тревожное: чтение книг становится чуть ли не привилегией женского пола и пожилых людей. Загляните в читальные залы: тут сидят почти одни девушки. Пойдите в абонементный отдел - одни пенсионеры. Людей среднего возраста почти не видно. Из молодежи, в основном, девчонки, особенно старшеклассницы. Ребят - единицы. Если они и берут что-то читать, то, в основном, книги о восточных единоборствах. Или детективы о тех же крутых парнях.

В чем тут дело? Снизился уровень преподавания гуманитарных дисциплин в школах или общий интеллектуальный уровень молодежи, особенно, мужской его части? Юноши не стремятся к наукам, "науки юноши больше не питают", а если так, то, действительно, зачем книга?.. Если так пойдет и дальше, книги будут читать только мужская элита и женщины. Ведь в ХVII, ХVIII, даже ХIХ веках поэты и романисты посвящали свои произведения, как правило, представительницам прекрасного пола. И не только беллетристику, но и философские опусы. Вот, к примеру, как начинает свои "философические письма" небезызвестный Петр Чаадаев: "Сударыня, именно ваше чистосердечие и ваша искренность нравятся мне более, именно их я всего более ценю в вас". Так Петр Яковлевич Чаадаев обращается к Е.Д. Пановой, своей знакомой, адресату первого философического письма.

Дело в том, что непосредственным толчком для выражения изложенных в восьми философических письмах идей послужило одно из посланий Екатерины Дмитриевны Пановой, сестры современника Пушкина и члена литературно-театрального общества "Зеленая лампа", а впоследствии известного музыковеда А.Д. Улыбышева, нашему философу Чаадаеву.

Так было в 1828-30 гг. века ХIХ. А что будет в ХХI, посмотрим. И что будет с библиотеками - поглядим.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.