Номер 35 (831), 08.09.2006

ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ

ПОД ПРИЦЕЛОМ КИНОКАМЕРЫ

По количеству сыгранных в кино ролей наша коллега и постоянный автор Мария Гудыма опережает всех украинских журналистов. В ее творческом багаже – 16 фильмов.

Бывая по журналистским надобностям на Одесской киностудии, я попала в поле зрения ассистентов режиссера, которые открыли во мне "бергмановский тип". Я не стала с ними спорить и покорно начала сниматься в кино, попутно став на учет в актерском отделе. После всех преобразований я завела личную карточку в актерском агентстве "Успех", которое и занимается моей артистической карьерой, в то время как я, переодетая журналистка, готовлю репортажи со съемочных площадок и беру интервью у больших артистов. На площадке случаются такие паузы, когда звездам кино абсолютно нечего делать, вот тут-то я и подкатываюсь к ним с диктофоном...

По фантастическому везению мне довелось сниматься в комедийном фильме Александра Павловского "Ребенок к ноябрю" с Сергеем Маковецким и Андреем Анкудиновым. Потом был фильм того же режиссера "Зефир в шоколаде". Именно после кинокомедий Павловского меня стали узнавать на улицах. А до того я снялась в роли странной грузчицы, обожающей Моцарта. Это была дебютная короткометражка "Легкая работа" Сергея Попова, ученика Киры Муратовой. Мне было всего двадцать два года, но я уже знала и любила фильмы Киры Георгиевны, помнится, защищавшей меня на озвучании: "Зачем делать десять дублей, когда уже второй хороший?!". Муратова всегда добра к артистам, пусть даже в своих фильмах производит впечатление закоренелого мизантропа. Фильм мало кто увидел, хотя тогда же он получил приз на фестивале в польском городе Кошалине.

Прошло некоторое время, и мы случайно встретились с Кирой Георгиевной на спектакле театрального лицея "Владимир третьей степени". Совершенно неожиданно для меня она предложила принять участие в съемках ее нового фильма "Увлеченья", предварительно извинившись, что роль не главная (!). От главной я сама бы с перепугу отказалась, а вот эпизодическая роль медсестры (с моей реплики, кстати, фильм начинается) – то, что надо, и по силам. Один мой злоязычный знакомый говаривал: "До тех пор, пока тебя не приглашает на съемки Муратова, все в порядке. Но когда пригласит – бегом к психиатру!". Забегая вперед, скажу, что в дальнейшем и его Кира Георгиевна стала снимать. Надо отдать должное остроумию моего друга, он заметил: "Ну вот и мой черед пришел, не худо бы провериться...".

А дело в том, что человек, идеально сбалансированный психологически (если таковой еще где-то сохранился на нашей планете), Муратовой действительно неинтересен. Ей по душе пограничные состояния человеческой психики, исключения из правил, червоточинки, изюминки. Ее герои зачастую изломаны социумом, семьей, жестокой судьбой. От таких персонажей отмахиваются в собесах, магазинах, редакциях и прочих учреждениях. Непрофессиональные актеры, попав к Муратовой на площадку, порой впервые встречают особое к себе отношение. Здесь к ним прислушиваются, уважительно отвечают на их вопросы, да еще и советуются с ними насчет того, что бы они охотнее делали в кадре. Прямо визит к психотерапевту!

Через полгода после того, как был снят эпизод с моим участием в "Увлеченьях", ассистенты Киры Георгиевны пригласили меня на озвучание. Стоял промозглый ноябрь, я умудрилась переесть мороженого, попасть на сквозняк, простудить десны, так что пришлось явиться на киностудию с опухшей щекой. Видели бы вы охотничий блеск в глазах режиссера! Вот она – милая ее сердцу аномалия... Когда выяснилось, что дикция моя не пострадала, и я могу говорить, Муратова даже немного расстроилась. В следующий раз она дала мне роль в окружении главных героев уже в фильме "Второстепенные люди". Кстати, там же блестяще снялся в роли бандита Буля одесский модельер Руслан Хвастов, являвшийся также художником по костюмам в фильме. Позднее за костюмы к фильму Киры Муратовой "Чеховские мотивы" Руслан отхватил "Нику". И поделом! Я бы дала ему с десяток "Ник", хотя и грущу немного, что самой сняться в "Чеховских мотивах" не довелось. Представляете, мы с Русланом уже и костюм подобрали обалденный, именно такой, который выигрышно смотрелся бы в черно-белом изображении (Муратова порой позволяет себе такую роскошь – снимать черно-белое кино). Однако в последний момент выяснилось, что церковь, в которой намечались съемки, не сможет вместить всех артистов, и частью пришлось пожертвовать, в том числе и мной. Не беда! Я уже навсегда причастна к истории мирового кино благодаря Кире Георгиевне. Из всех шестнадцати своих фильмов более всего я дорожу "Увлеченьями" и "Второстепенными людьми". Пусть не обижаются на меня другие режиссеры, это так.

И не страшно, что кинематограф Муратовой многие откровенно не воспринимают. В конце концов, не всем по душе и голливудские блокбастеры. Не у всех получается войти в особый мир странноватых персонажей с оголенными нервами, не всем это нужно, одинаково полезно, приятно и увлекательно. Кира Георгиевна не любит давать интервью (если только на нее не давят продюсеры), предпочитает, чтобы журналисты писали о ее фильмах. Конечно, она права. Ей не к лицу откровенничать, пересказывать во всеуслышание семейные секреты, становиться персонажем глянцевых журналов. Пусть остается такой, какая есть, наше журналистское дело – смотреть фильмы и писать о них. Ну, может быть, еще немножечко в них сниматься...

Мария ГУДЫМА.

На фото: Кира Муратова на съемочной площадке.