Номер 33 (880), 7.09.2007
Работа органов внутренних дел не могла остаться вне внимания кинематографистов. Правда, в 1930 годах сюжеты таких картин не отличались разнообразием: речь шла в основном о поимке шпионов, охране границы, разоблачении вредителей. Среди этих картин выделяется разве что "Ошибка инженера Кочина" (1939, Мосфильм) режиссера А. Мачерета - экранизация пьесы Льва Шейнина и братьев Тур с блестящим составом актеров - Любовь Орлова, Михаил Жаров, Николай Дорохин и др. Эта лента считается первым "полноценным" советским детективом.
Во время войны, понятное дело, героями фильмов были воины, партизаны, разведчики. В первое послевоенное десятилетие они же - по инерции - остаются главными персонажами советских приключенческих картин, разве что добавляются пограничники ("Подвиг разведчика", "Смелые люди", "Застава в горах" и др.). Лишь в конце 1950-х появляются на экране умные, проницательные и душевные милиционеры ("Дело "пестрых", "Дело № 306", "Исправленному верить", "Дело Румянцева" и др.), которые, помимо поимки преступников, помогают случайно оступившимся людям стать нормальными членами общества. Правда, в ту пору милиционер порою становится объектом доброй иронии ("Улица полна неожиданностей" и, особенно, одесский "Зеленый фургон" с легендарным Юрием Тимошенко в колоритной роли милиционера Грищенко).
Расцвет милицейской темы в советском кино начинается с приходом к руководству МВД Николая Щелокова. Кинематографисты, занимающиеся этой тематикой, всячески поощряются, результатом чего становятся десятки фильмов о советской милиции: достаточно вспомнить хотя бы "Петровку, 38", "Огарева, 6", "Билет на дневной сеанс" и множество других. Постепенно расширяется и тематический диапазон таких лент, они затрагивают разные сферы деятельности органов внутренних дел. Из нестандартных фильмов данной тематики стоит отметить кинокартины "Прощальная гастроль Артиста", где рассказывается о внедрении оперативного сотрудника милиции в преступную группу, готовящую ограбление инкассаторов, "Без особого риска" о "супергруппе захвата" уголовного розыска (подразумевалась деятельность отряда милиции специального назначения при московском МУРе). Деятельность оперативных работников советских колоний по работе со спецконтингентом и разложению преступной среды в исправительно-трудовых учреждениях продемонстрировали в криминальных драмах про "зону" "Опасные друзья" и "Беспредел". В последнем фильме показаны были также и действия внутренних войск при подавлении бунта в колонии. Сюда же примыкают фильмы типа "Приступить к ликвидации" и "Личной безопасности не гарантирую", рассказывающие о ликвидации разгула политико-уголовного бандитизма в первые послевоенные годы, в основном на освобожденных территориях. Служебная собака стала героиней замечательного фильма "Ко мне, Мухтар!" с незабываемым Юрием Никулиным, который сумел остаться "на уровне" своего четвероногого партнера (достижение уникальное, поскольку известно, что "переиграть" детей и животных просто невозможно). Если продолжить "собачью" тему, то стоит отметить снятый уже в 1990 гг. фильм "Верный Руслан" по одноименной повести Г. Владимова, в котором рассказывалась история овчарки, охранявшей исправительно-трудовой лагерь в сталинское время и брошеной на произвол судьбы после его закрытия. Любопытства ради заметим, что все снятые в разные годы фильмы в качестве главных героев имели одну и ту же породу служебных собак - немецкую и восточноевропейскую овчарку, то ли следуя распространенным среди штатских стереотипам о служебных собаках, то ли наоборот, оказывая влияние на их формирование, а скорее, и то, и другое вместе.
Своего рода апофеозом милицейской темы в советском кино стали два сериала - "Рожденные революцией" и "Место встречи изменить нельзя". Интереса ради отметим, что обе ленты, имевшие грандиозный успех у советского зрителя, были сняты не в центре, а на периферийных студиях - Киевской и Одесской. Если вести речь о нашей киностудии, то, хотя на ней было снято относительно немного фильмов о милиции: "Ринг", "Контрабанда", "Свидетельство о бедности", "Ипподром" и др.), но все они имели большой зрительский успех.
В целом, как бы подводя итоги советского периода в киноосвещении работы органов внутренних дел, следует отметить, что фильмы в немалой степени помогли формированию образа милиционера как народного защитника, романтизировали эту профессию, и многие нынешние милицейские генералы признаются, что выбрали свой нелегкий путь именно под влиянием кинематографа.
В период "перестройки", когда стремительно сокрушаются авторитеты советских времен, появляются фильмы, в которых деятельность милиции представлена, мягко говоря, неоднозначно. Зато по-своему романтизируются преступные элементы - достаточно вспомнить печально известную "Бригаду". Эти ленты в немалой мере приводят к тому явлению, которое мы наблюдаем сейчас, когда доверие населения к органам внутренних дел находится на низком уровне, и милиции приходится прилагать гигантские усилия, чтобы поднять свой имидж. Увы, но ни кинематографисты, ни телевизионщики в этом деле им пока что не помощники: остается надеяться, что рано или поздно появятся фильмы уровня "Место встречи...".
Андрей ТИШКОВ.