Номер 30 (1562), 7.10.2021
В номере нашей газеты от 29 июля была опубликована статья, в которой анализировались причины десятилетнего промедления с ратификацией Верховной Радой Стамбульской Конвенции, направленной на противодействие домашнему и гендерно обусловленному насилию и борьбы с этими явлениями. А недавно мы получили от Национального пресс-клуба "Украинская перспектива" статью, где этой проблемы касается Чрезвычайный и Полномочный Посол Швеции в Украине Тобиас ТИБЕРГ.
Его мнение тем более значимо, что Швеция является главным донором в сфере гендерного равенства в Украине и открытым сторонником гендерного равенства в обществе в целом. Гендерное равенство — непременная составляющая всех проектов, поддерживаемых Швецией в Украине. В 2017 г. шведское правительство выделило 5 млн евро на утверждение гендерного равенства в Украине через поддержку работы новосозданного офиса Правительственного уполномоченного по вопросам гендерной политики, а также помощь в реализации Национального плана действий "Женщины, мир, безопасность".
— Швеция начала борьбу с дискриминацией на основе пола и гендера задолго до появления Стамбульской Конвенции. Что это были за законы?
— В Швеции вопрос о необходимости равенства по признаку пола возник еще в XIX веке. Этот процесс начался с самоорганизации женщин, направленной на отстаивание своих прав. Но когда речь идет о противодействии насилию мужчин над женщинами, а именно это является фокусом Стамбульской Конвенции, то тут есть значительные даты в истории нашей страны. И в этом смысле я хотел бы вспомнить закон, принятый в 1998 году. Им впервые в Швеции насилие мужчин над женщинами было определено особым видом насилия, имеющим точные характеристики.
Прежде всего женщины с самого начала находятся в положении, когда мужчины имеют определенные преимущества; как экономического характера, поскольку женщины являются зависимыми от мужчин и так сложилось уже в течение многих лет истории, а также физические, когда мужчины могут применять насилие к женщинам. Также существуют определенные стереотипы в обществе, и женщины часто страдают из-за них. Еще одна особенность: в большинстве случаев насилие совершалось близкими людьми, в домашнем окружении.
Все это было принято во внимание, когда разрабатывался данный закон. Упомянутые аспекты были вынесены на общественное обсуждение. Поэтому страны, которые сосредотачиваются на решении вопросов противодействия домашнему и гендерно обусловленному насилию, также должны учитывать такие аспекты и характеристики такого насилия в дальнейшей работе.
В нашей стране были приняты и другие законодательные акты в этой сфере, но закон 1998 года составляет основу соответствующего законодательства.
— Насколько успешна реализация этого закона?
— В Швеции есть общее понимание, что собой представляет насилие мужчин над женщинами и какова его природа. Благодаря развитию соответствующих политик, стратегий, законодательства каждый человек, каждый представитель власти в своих действиях и заявлениях учитывает это обстоятельство и руководствуется им.
— Когда Швеция ратифицировала Стамбульскую Конвенцию, и насколько сложным для нее был этот процесс?
— Швеция подписала Конвенцию в 2011 году, а ратифицировала ее в 2014 году. Насколько мне известно, с политической стороны не было никаких проблем.
Для меня наиболее интересным является вопрос, как ратификация повлияла на процесс искоренения насилия мужчин над женщинами в дальнейшем. Мне кажется, что именно он является чрезвычайно важным в украинском контексте. Для Швеции ценности, содержащиеся в Стамбульской Конвенции, никогда не поддавались сомнению, они всегда были общепринятыми на уровне общества. И поэтому сама ратификация этого документа была полезна для страны в смысле дальнейшей борьбы с насилием над женщинами. В странах, где не было общественного консенсуса относительно таких ценностей, необходимо понять важность этой Конвенции.
Для Швеции механизмы оценки выполнения Конвенции оказались чрезвычайно полезными. Благодаря им мы получаем новые идеи, толчки и предложения для того, чтобы стать более гендерно равными и продолжать борьбу с насилием.
— Что дала Швеции реализация Стамбульской Конвенции?
— Мы смогли улучшать наше законодательство, вообще ситуацию с решением вопроса относительно домашнего насилия, потому что Конвенция указывает на недостатки, над которыми нужно работать. Поэтому мы воспринимаем ее как полезный инструмент, помогающий нам стать более равными и более открытыми в этом вопросе.
— Является ли вопрос домашнего и гендерно обусловленного насилия актуальным для Швеции?
— Проблема остается острой как в Швеции, так и в любых других странах. Тем более что сейчас мы живем в эпоху ограничений, связанных с COVID-19, из-за которых количество случаев такого вида насилия повсеместно выросло.
Однако шведский опыт свидетельствует о том, что благодаря мощным законодательным инициативам, сильным государственным политикам можно сдерживать рост домашнего насилия, уменьшать стигму, связанную с потерпевшими. А также создавать предпосылки для того, чтобы женщины не стеснялись и информировали о насилии, которое с ними произошло.
— Существует ли в Швеции система специального образования по гендерному равенству и противодействию насилию?
— У нас есть множество различных типов обучений и курсов, особенно для работников, которые непосредственно сталкиваются с этой проблематикой — представителей полиции, сферы образования, социальных работников. Есть курсы, работающие в школах, университетах, для них разрабатываются специальные программы. Также действуют курсы для широкой общественности, чтобы люди были проинформированы о такой проблематике.
Каждый полицейский, обучающийся в Шведской полицейской академии, должен в обязательном порядке пройти 12-недельный курс по противодействию насилию мужчин над женщинами. Таким образом, такая системная работа проводится, она содействует не только росту осведомленности в этой проблематике, но и формирует соответствующее отношение к ней в обществе.
— В правительстве Швеции есть министр по вопросам гендерного равенства и омбудсмен по вопросам равенства. Чем они занимаются, что имеют общего и отличительного в своих задачах?
— Министр отвечает за разработку национальной политики по гендерному равенству, а также за координацию между секторальными министерствами и агентствами, которые также занимаются этими вопросами.
Омбудсмен непосредственно получает обращения от граждан и реагирует на них, контактирует с представителями исполнительной и судебной власти относительно выполнения решений, принимающихся по обращениям граждан.
— Швеция является первой страной в мире, которая разработала и реализует феминистическую внешнюю политику. Какова ее цель?
— Такая политика базируется на понимании того, что вопросы гендера, вопросы равенства, как и неравенства, присутствуют везде — в любой проблематике и в любых аспектах. Швеция понимает этот факт и старается бороться с таким неравенством благодаря соответствующей политике, в частности, внешней.
Швеция сформировала в своей внешней феминистической политике три главные цели. Это: представительство, ресурсы и права. Они направлены на то, чтобы женщины достигали равного политического представительства с мужчинами, чтобы они имели равный доступ к ресурсам и такие же права, как и мужчины.
— Способна ли Украина эффективно бороться с домашним и гендерно обусловленным насилием без ратификации Стамбульской Конвенции?
— Честно говоря, я так не думаю. Конвенция является единственным общеевропейским документом, содействующим искоренению насилия мужчин над женщинами. Она предоставляет доступ к соответствующим ресурсам и поддержке. Если страна не демонстрирует намерения ратифицировать Конвенцию, тогда возникает вопрос, действительно ли она желает выполнять свои обязательства по противодействию такому насилию и борьбе с ним. Пока Украина не ратифицирует Стамбульскую Конвенцию, ее успешность в этой работе будет подвергаться сомнению.
— Как Совет Европы и другие международные организации могут помочь Украине с ратификацией Конвенции?
— Международные организации должны прежде всего содействовать увеличению осведомленности по этому вопросу в обществе, принимать участие в дискуссиях, чтобы мотивировать ратификацию документа. Мне кажется, что западные партнеры должны продемонстрировать, что вопрос ратификации является чрезвычайно важным для европейской идентичности Украины.
— Какие проекты, программы в этой сфере Швеция поддерживала в нашей стране и что реализуется сейчас?
— Наша работа с украинскими партнерами базируется на трех ключевых программах. Первый аспект — это развитие национальной политики по гендерным вопросам. Тут мы сотрудничаем с организацией ООН-Женщины, другими международными партнерами. Мы реализовали очень интересную программу, связанную с гендерным бюджетированием. Этот проект предусматривал, что власть, планируя Государственный и местные бюджеты, должна принимать во внимание потребности как мужчин и женщин, так и мальчиков и девочек для того, чтобы затем соответствующим образом распределялись финансы.
Еще один аспект нашей работы — это увеличение политического представительства и привлечения женщин, и в этом направлении мы сотрудничаем с американской организацией — Национальный демократический институт.
И третье направление — это борьба с гендерно обусловленными стереотипами, здесь мы сотрудничаем с Фондом народонаселения ООН.
В будущем мы хотели бы развивать еще два направления. Прежде всего, это направление экономического развития женщин. У нас есть очень интересный новый проект, в рамках которого проводим обучение компьютерным и информационным технологиям женщин, которые страдали из-за насилия от мужчин, чтобы они могли создать собственный источник доходов и были более независимыми.
Также в планах на будущее — продвигать направление, связанное с повесткой дня, которая называется "Женщины, мир, безопасность". И в этом смысле мы бы хотели увеличить участие женщин в процессе, который связан с противодействием российской агрессии и увеличением участия женщин в процессе переговоров.
Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.