Номер 30 (1127), 17.08.2012
Всех нас интересует цена на хлеб, продукты, напитки, овощи и фрукты. Несмотря на обильные урожаи, цены растут как на дрожжах. Но тем не менее производство отечественных продуктов идет далеко не в гору. За последние два года в винодельческой области наблюдается спад производства, импортные вина вытесняют украинские. Выяснить, почему так происходит, в Одесскую область с инспекцией полей и виноградников, фермерских хозяйств и производства продуктов приехал министр агропромышленной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк.
В ходе круглого стола, проведенного в центре вина "Шабо", на котором собрались директора государственных и частных винодельческих предприятий Украины, главы научно- исследовательских институтов, были выявлены проблемы винодельческой отрасли и пути их решения. Впрочем, по словам министра, это уже четвертый совет за 2 года. И ситуация практически не меняется.
- Только за последний год импорт вина в Украину вызрос в два раза, - сообщил президент корпорации "Логос" Валерий Шалютий, - 40 % составляет молдавское вино, 25 % - грузинское, французское, итальянское, испанское. И объясняется это тем, что они более качественные.
- У нас же из трех бутылок украинского вина, купленного в магазине, одна фальсификат, - пояснил директор департамента растениеводства Министерства аграрной политики и продовольствия Александр Демидов, - это говорит о недостаточном уровне контроля качества, отсутствии профессиональной дегустационной политики. В проведенном исследовании украинских вин, закупленных в торговой сети, выявлены следующие виды фальсификаций: подмена сорта винограда, добавление воды, кислоты, сахара и прочих веществ, вино невиноградного производства. Также были взяты пробы вин Грузии и Болгарии, которые тоже подделывают. Зато немецкие вина отвечают 100 %-му натуральному производству. В Германии виноделы предоставляют покупателю всю информацию о сорте, возрасте вина, местности. Все это отображается на этикетке и заносится в общую базу данных.
Демидов предложил внедрить такую систему общей номенклатуры и в Украине, когда можно будет проследить путь вина от производителя до потребителя.
Руководители винодельческих предприятий также считают, что нужны определенные меры по борьбе с фальсификатом, который не дает развиваться украинскому бренду вина. Должны быть задействованы милиция, налоговая, СЭС, контролирующие службы.
Свое видение развития отрасли высказал экс-губернатор Одесской области, ныне президент Украинского бюро виноградарства Иван Плачков:
- Необходимо в кратчайшие сроки снять мораторий на приватизацию земель, на которых растут многолетние. Многие распаеванные виноградники сегодня брошены, потому что их невыгодно обрабатывать. Крупные предприятия закупают дешевое сырье за границей. А мелких, которые бы основывались на местном виноматериале, нет. Уже три года как рассматривается вопрос об отмене лицензии на производство вина в размере 500 тысяч гривен, что не дает возможности заниматься винным бизнесам мелким предпринимателям. Снижение экспорта и увеличение импорта говорит о том, что украинское вино до сих пор не может выйти на европейский рынок. Препятствует в продвижении отечественных марок наша таможня. Мы не можем легально вывезти выставочные образцы. О каком проекте украинского вина в Европе тут говорить? Чтобы создать бренд "украинское вино", нужны тысячи производителей, как это сегодня происходит во Франции и других странах.
Однако министр агропромышленной политики и продовольствия Николай Присяжнюк считает, что нужно идти в двух направлениях: развивать и большие предприятия на примере "Шабо", и мелкий бизнес.
- Я думаю, в нашей отрасли виноделия мы не можем скопировать вариант Европы, где есть виноделы, которые имеют 5-10 гектаров. Мы сегодня должны учитывать новую ситуацию, тенденцию, новый опыт, наши возможности. Например, земли под виноградниками подлежат орошению, это затратно. И это надо учитывать. Государство с самого начала помогало винопроизводителям. И сегодня больше всего средств из бюджета выделяется на эту отрасль. Датируется посадка виноградников, установлены льготы на покупку сельхозтехники и многое другое. Но тем не менее ситуация не меняется. Я считаю, что дело в разрозненности. Во Франции ассоциация виноделов добилась льгот, продвижения марок на внешнем рынке и многого другого. У нас же организаций виноделов много, но они не скоординированы на внутреннем рынке. И поэтому мы имеем негативные последствия. Производство вина уменьшается, завоз виноматериалов увеличивается, площадь виноградников сокращается. На совете мы решили, что все ассоциации виноделов объединят усилия. И область будет развиваться динамичными темпами. Нам предстоит не только выйти на внешние рынки, что сейчас действительно сложно, но бороться и за внутреннего потребителя. Кроме того, нужно учитывать мировые тенденции. Как-то я разговаривал с одним знатоком вина в Гонконге. Он говорит: "Я люблю венгерские вина, украинские, но мне приходится работать в компаниях, где предпочитают французские". И нам предстоит еще многое сделать, чтобы украинские вина стали винами международных компаний.
- Николай Владимирович, как в этом году с урожаем зерна, что будет с ценами на хлеб?
- Цена на хлеб для населения не вырастет. Производство ранних зерновых должно дать около 14 млн тонн. И качество их достаточно высокое. 80 % - это продовольственное зерно. В общем в этом сезоне мы ожидаем вал зерновых в пределах 46 млн тонн, что выше среднего за 5 лет. А внутреннее потребление у нас составляет 28 млн тонн зерна, включая "продоволку" и фураж. Помимо того, сформированы гос- и региональные резервы. В запасе есть 10 млн тонн. Нет никаких причин для увеличения цен на хлеб. Тем не менее будет несколько изменен подход к социальным сортам хлеба. Мы с премьер-министром, Министерством социальной защиты населения отработали новый механизм дотирования незащищенных категорий населения. То есть сегодня наша задача - не дешевый хлеб, а качественный и возможность людям его купить.
- Какая ситуация с экспортом пшеницы?
- С 1 июля начался маркетинговый год для зерновых. Мы проэкспортировали уже 900 тысяч тонн. Но чтобы сохранить наши позиции на внешнем рынке и получить валютные средства на развитие сельскохозяйственного сектора, необходимо поставлять 1,5-2 млн тонн зерновых в месяц. В этом году вал зерновых во всем мире уменьшится из-за природно-климатических условий. Только за 20 дней июля на внешнем рынке цены на зерно выросли от 40 до 70 долларов за тонну. И сегодня сельхозпроизводитель четко понимает эту тенденцию и будет стремиться сохранить свой урожай и продать как можно выгоднее. Я уверен, что этот рынок будет заполнен, и мы сохраним наши внешние позиции.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.
Фото автора.