Номер 25 (1514), 20.08.2020
(Продолжение. Начало в №№ 23–24.)
Столичный Денпасар уже почти сросся с приморской Кутой, имевшей в прошлом дурную славу. Не только из-за невольничьего рынка. Сюда отправляли больных проказой и тех, кого за серьезные проступки изгоняли из деревень. Еще 80 лет назад это была бедная деревня крестьян и рыбаков. Американская семья Кэук путешествовала по острову Бали и пришла в восторг от многокилометровой полосы широких пляжей с тончайшим белым песком, где сама природа подразумевала необходимость организовать места для отдыха. Американцы в 1936 году построили первую туристическую гостиницу с бунгало. Во время Второй мировой японцы ее разрушили. Только в 1955-м появился новый отель, остававшийся единственным целых 12 лет! Популярности этих мест поспособствовало поколение хиппи 60-х. В поисках приключений они облюбовали так называемый треугольник ККК, перемещаясь в разные сезоны из афганского Кабула в непальский Катманду, а затем в Куту. Ясно, что этнографами они не были. Их интересовали галлюциногены. Но мода посещать Бали стала массовой.
Ворота в Нуса-Дуа |
Мы решили остановиться подальше от этого людского водоворота — в местечке Нуса-Дуа. Все вокруг утопает в тропической зелени. Шеренги пальм, экзотические кустарники и яркие цветы. За всем этим не сразу разглядишь строения, приютившиеся в тени. Весь отель как зеленый остров со своими бассейнами, ресторанами и широкой полосой пляжа. Вдоль береговой линии отели стоят один за другим. Границы их территорий обозначены условными табличками и... пунктами наблюдения с охраной начеку. Если вы иностранец, можете гулять по всему берегу, пересекая условные границы. Местным вход на пляжи отелей запрещен. Для них неподалеку отведен участок точно с таким же песочком, но без шезлонгов и охраны.
Зимой (по нашим меркам) здесь наступает сезон дождей. Шли они больше по ночам, а днем, как правило, с неба лились солнечные лучи параллельно со струями дождя. Это не напрягало. Температура воздуха и воды оставалась стабильной. Океан прогревался до +25 и выше. Волнения почти не было. Во время отлива можно было добрести до ограничительных буйков по пояс в воде. А вот приливы таили подвох. В пяти-семи метрах от берега вас накрывало почти с головой.
Нам предложили посетить дельфиний питомник, расположенный прямо в открытом море. Ехать пришлось на другой конец острова. Там упаковали вещи и оставили в камере хранения. Экипировка — купальники и выданные всем спасательные жилеты. Сначала по поводу этой меры предосторожности пошутили, ибо на 30-градусной жаре в таком наряде не очень-то комфортно. Но когда увидели утлую лодчонку, на которой предстояло выйти в открытое море, в душе порадовались. Неслись в облачках водяной пыли мимо рыбацких лодок и каких-то допотопных парусников. На горизонте показалась странная деревянная конструкция с высоко торчащими шестами. На них — прожекторы. Очевидно, чтобы в темноте никто не налетел. По мосткам-переходам проникли внутрь и оказались в гостях у дельфинов. Довольно просторные загончики с различными приспособлениями для тренировки благородных животных. Мы зашли в воду, умостившись на специальных ступенях. Стояли по грудь в воде и общались с дружелюбными созданиями. Они подплывали к нам поздороваться и... поцеловаться. Терлись рядом. Небольшого дельфинчика мне даже предложили взять на руки. Подхватил гладкое скользкое тело снизу двумя руками, приподнял над водой и отпустил в свободное плавание. Дельфины вокруг нас резвились и прыгали, доставая мячи и брошенные в воду камешки. Очень позитивные ощущения. Непроизвольные улыбки остались на лицах всех, кто побывал в питомнике и сидел с нами в лодке.
* * *
Многие прилетают на Бали через половину земного шара с единственной целью — насладиться райским отдыхом на берегу океана. Конечно, здорово в разгар нашей слякотной зимы перенестись в тропическое лето. Но одними пляжами сыт не будешь. Да и страну узнать, лежа под пальмой, не удастся. В один из дней выбрались в культовое место под названием Убуд. Нашим гидом был кое-как говоривший по-русски улыбчивый парень по имени Аладдин.
Сам Убуд — городок, который стал бурно развиваться благодаря туризму в конце минувшего столетия. К нему примыкает целая вереница деревень, где живут искусные мастера. Традиционными ремеслами здесь занимаются из поколения в поколение. Даже сейчас лишь малая часть их изделий предназначена исключительно для туристов. Посудите сами. В одной из деревень трудятся камнерезы-скульпторы. Используют разные горные породы для ваяния фигур богов и животных, декоративных элементов. Все это предназначено в первую очередь для местных храмов, отелей и ресторанов. Такой весомый сувенир вряд ли вы возьмете с собой.
То же касается и вырезанных из дерева массивных львов, драконов и слонов, которые зачастую находят себе место в холлах дорогих отелей. А вот фигурки из ценных пород дерева — красного, сандалового, эбенового — находят спрос у европейцев, японцев, американцев. Особенно, если умещаются в чемодане. Резьба по дереву давно стала визитной карточкой островитян. В их мастерских такое разнообразие работ на любой вкус, что глаза разбегаются. Есть монументальные произведения и аналогичные фигурки в миниатюре. Как бы сувенирный вариант. Во многих работах ощутимо влияние европейской культуры.
Этому есть объяснение. По приглашению тогдашнего правителя Убуда в 1930 году здесь обосновалась целая колония артистов и художников из Европы. Они популяризировали далекий неизведанный остров и одновременно творили на нем, передавая свои навыки местным мастерам. Одним из первых поселенцев был Вальтер Шпис, сто лет назад обучавшийся живописи в Германии и Голландии, выставлявший там свои холсты. На Бали он создал ассоциацию, в которую вошли молодые местные художники. Они перенимали стиль и технику письма европейцев. Шпис построил себе домик в горах. Все изменила война. Когда гитлеровцы захватили Голландию, голландцы арестовали в Индонезии всех немцев. Шпис провел в тюрьме полтора года, получил возможность уехать на Цейлон, но судно, на котором он плыл, было потоплено на полпути японской торпедой...
Через десятилетия был организован фонд Вальтера Шписа, его скромный домик стал музеем. Проходят ретроспективы его довоенных работ, организуются современные выставки. Кстати, произведения европейцев широко представлены и в местном музее Нека наряду с картинами местных художников. Многочисленные мастерские и галереи вокруг Убуда от пола до потолка увешаны работами разных стилей и направлений. У туристов большим спросом пользуются сочные пейзажи местных красот, полотна с неповторимым колоритом.
По деревням художников и резчиков можно ходить бесконечно, натыкаясь на каждом шагу на оригинальные открытия. Или просто оценивая незаурядный уровень мастерства.
Тот же восторг при визитах к мастерам выделки батика и ювелирам. Нет-нет, здесь совсем не так, как на арабских рынках, где, подсвеченные яркими лампами, сияют бриллианты и массы золотых украшений. Балийские ювелиры отдают предпочтение другим материалам. Природным. В этих краях — россыпи полудрагоценных камней всех цветов радуги. Из них создают удивительные композиции, вставляя камни в браслеты, кольца, колье и серьги из серебра и золота. В ход идут раковины разной величины, найденные в море и на берегу. Их обрамляют, шлифуют. В итоге сверкающие перламутровыми боками предметы могут стать декоративными украшениями для интерьеров.
Выделка швейных изделий из батика — отдельная история. Ткань возникает на ваших глазах. Умелые мастерицы ткут ее на видавших виды ручных станочках. Другие искусницы расписывают ткани специальными красками. Преобладают цветочные орнаменты. Но внутри довольно обширного торгового зала вы можете найти целые картины на тканях, футболках, платьях и сарафанах, на скатертях и платках. Тематика и палитра — разнообразные.
С тех пор как европейцы облюбовали Индонезию, они борются сами с собой. С одной стороны, осваивали эти земли, вывозя все, что могло пригодиться на родине. Вырубали леса и производили мебель, корабли, строительные материалы. С другой — боролись за... сохранение лесов и против варварского отношения к природе. Взять хотя бы бамбук. Из него на островах строят дома и делают мебель, которую, кстати, успешно продают по всему миру. Но именно европейцы стали инициаторами создания Бамбукового фонда, цель которого — остановить массовую вырубку и проводить плановую высадку этого растения.
Мы ехали через деревню, где трудились бамбуковых дел мастера. Для них, очевидно, тоже важно, чтобы и впредь было достаточно бамбука. Правда, сегодня им важнее заработать на пропитание плетением кресел и стульев...
(Окончание следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Чи добре там, де нас немає?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв