Номер 25 (1465), 11.07.2019
Завтра открывается Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ). Вот уже десятый год подряд этот кинофорум становится главным культурным событием одесского лета.
В этой подборке мы анонсируем некоторые примечательные события и картины предстоящего фестиваля.
ЧЕМ ВОСХИЩАЕТСЯ КИНОМИР
С особым нетерпением киноманы ждут программу "Фестиваль фестивалей", где можно увидеть фильмы, получившие награды на Каннском, Берлинском, Венецианском и других кинофестивалях мирового уровня. В этом году в программу вошли такие фильмы.
"Паразиты" (реж. Пон Джун Хо, Южная Корея).
История семьи четверых безработных. Ситуация меняется, когда старшему сыну предлагают высокооплачиваемую подработку репетитором. С помощью сестры он делает фальшивые документы об образовании и приходит в роскошное поместье состоятельного бизнесмена. Произведя хорошее впечатление, старший сын узнает о еще одной открытой вакансии, и у него появляется очень необычный план по трудоустройству сестры.
Фильм получил в этом году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля.
"Боль и слава" (реж. Педро Альмодовар, Испания).
Талантливый кинорежиссер в конце своего творческого пути оглядывается в прошлое и оказывается в водовороте ярких воспоминаний. Это побуждает его к размышлениям о жизни и искусстве, боли и славе.
За роль в фильме Антонио Бандерас получил награду "Лучший актер" Каннского кинофестиваля-2019.
"Портрет девушки в огне" (реж. Селин Скьямма, Франция). События в фильме разворачиваются в Бретани, в 1770 году. Художнице Мариан поручают сделать свадебный портрет Элоиз - молодой женщины, которая только покинула монастырь. Элоиз не слишком стремится быть невестой, а Мариан не должна говорить ей о портрете. Художница наблюдает за девушкой днем, чтобы тайно рисовать ночью.
Награда за лучший сценарий Каннского кинофестиваля 2019 года.
"Между двумя водами" (реж. Исаки Лакуеста, Испания).
Двум братьям выпали разные судьбы. Один выходит из тюрьмы, а другой возвращается домой после службы на флоте. Чтобы вернуться к нормальной жизни, братьям снова придется стать ближе друг к другу.
Приз "Золотая раковина" за лучший фильм Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне 2018 года.
"Рэй и Лиз" (реж. Ричард Биллингем, Великобритания).
В окрестностях Бирмингема семья проводит тайные обряды и нарушает социальные табу, пытаясь разобраться в своей жизни. Порой шокирующие, порой забавные три эпизода фильма воспроизводят опыт взросления в коммунальной квартире в Блэк Кантри.
Особая награда жюри Международного кинофестиваля в Локарно 2018 года.
"Синонимы" (реж. Надав Лапид, Франция/Израиль/Германия). Молодой израильтянин Йоав решает порвать связи с прошлым и стать французом. В Париже он отказывается от иврита и изо всех сил стремится найти новую идентичность. Словарь становится его постоянным спутником.
Приз "Золотой медведь" за лучший фильм Берлинале 2019 года.
"Бакурау" (реж. Клебер Мендонса Фильйо, Жулиано Дорнелеш, Бразилия/Франция).
Бакурау - маленькая деревня в Бразилии - оплакивает потерю старухи Кармелиты, которая прожила до 94 лет. Через несколько дней жители узнают, что их сообщество исчезло с большинства карт.
Приз жюри Каннского кинофестиваля 2019 года.
"Морской диявол" (реж. Фаттефон Аруньфен, Таиланд /Франция /Китай).
На тайском побережье, где утонули тысячи беженцев рохинджа, местный рыбак находит в лесу раненого мужчину без сознания. Он спасает безмолвного незнакомца, дружит с ним и называет Тончаем. Когда рыбак вдруг исчезает бесследно в море, Тончай постепенно принимает на себя жизнь своего спасителя - его дом, его работу и его бывшую жену.
Лучший фильм программы "Горизонты" Венецианского кинофестиваля 2018 года.
"Дылда" (реж. Кантемир Балагов, Российская Федерация).
1945 год, Ленинград. Вторая мировая война опустошила город - разрушила здания и оставила его жителям одни руины. Несмотря на то, что блокада завершилась, жизнь и смерть продолжают борьбу между обломков. Двое молодых женщин ищут смысл и надежду, стремясь восстановить свои жизни среди руин.
Награда за лучшую режиссуру программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля 2019 года.
"Королевство" (реж. Родриго Сорогоен, Испания/Франция). Мануэль Гомес Видаль - любимец избирателей своего округа. Но при этом он коррупционер, который много лет обогащался за счет бюджета. После попытки прикрыть своего коллегу Мануэля разоблачают. Члены партии собираются переложить весь груз ответственности на его плечи. Но он не собирается сдаваться. На что может решиться человек, чтобы остаться у власти?
Основной конкурс Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне 2018 года, картина - обладатель 28 призов, в том числе 7 наград Национальной кинопремии в Испании "Гойя".
Следует обратить внимание, что представить свои картины приедут в Одессу режиссеры фильмов "Рэй и Лиз" Ричард Биллингем и "Синонимы" Надав Лапид.
ПОД ЗНАКОМ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
Одесский международный кинофестиваль присоединился к HeForShe - глобальному движению солидарности в поддержку гендерного равенства от UN Women (ООН Женщины). В рамках сотрудничества с HeForShe планируется целый ряд мероприятий. Важным вкладом этого партнерства станет появление новой награды в профессиональной секции Film Industry Office. В категории Питчинг появится новый приз в размере 85 тысяч гривен от HeForShe. Основным критерием выбора победителя станет отражение идеи гендерного равенства, прав человека, отношений и взаимопомощи между мужчиной и женщиной по сюжету или тематике. Также критерием может выступить творческий потенциал тандема мужчины и женщины, которые в рамках профессиональной деятельности создают фильм (например, режиссер - мужчина, продюсер - женщина или наоборот, а также другие варианты).
Специальным событием фестиваля станет показ фильма "Порок надежды" итальянского режиссера Эдоардо Де Анжелиса, действие которого разворачивается в нетуристической Италии - маленьком городке, где заправляет мафия, а его жители и жительницы завязаны на наркотрафике, проституции и торговли новорожденными. Главная героиня картины внезапно принимает решение пойти против системы, в которой выросла и сформировалась.
Премьера ленты состоялась в прошлом году на фестивале в Торонто, а на кинофестивале в Риме "Порок надежды" получил Приз зрительских симпатий. Перед показом картины пройдет дискуссия с участием экспертов и эксперток из сферы киноиндустрии. Обмен мнениями будет модерировать Ярослава Кравченко - телеведущая, основательница "Дикого Театра" и адвокат движения HeForShe в Украине.
"Уже много лет Одесский международный кинофестиваль в своих программах и других фестивальных мероприятиях поднимает вопрос гендерного баланса, - говорит генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич. - В прошлом году в рамках ОМКФ мы организовывали отдельную мини-конференцию Cinema: Backstage, темой которой стало именно гендерное равенство. Присоединение к HeForShe стало для нас еще одним важным шагом в этом направлении. Сейчас в киноиндустрии все еще наблюдается дисбаланс в гендерном соотношении и дискриминация женщин, несмотря на значительное внимание к этим вопросам. Поэтому мы как международный фестиваль не можем оставаться в стороне от этих проблем и с радостью приобщаемся к международному движению, которое направлено на достижение гендерного равенства и защиту прав женщин".
Кроме того, в рамках Film Industry Office пройдет панельная дискуссия "Принцип гендерного равенства в действии", где выступят представительницы EWA Network, Европейского фонда поддержки гендерного баланса в киноиндустрии и UN Women Ukraine.
Для справки.
HeForShe - это глобальное движение солидарности в поддержку гендерного равенства, в котором мужчины и юноши становятся главными агентами изменений. С момента запуска в 2014 году к кампании присоединились главы государств, ведущие ученые, руководители глобальных корпораций, спортсмены, художники и лидеры мнений, разделяющие философию гендерного равенства. Поддержку движения HeForShe в Украине оказывает Правительство Швеции.
Film Industry Office - платформа для профессиональной коммуникации, поддержки и развития украинских кинопроектов и киноиндустрии в целом. Основными направлениями деятельности платформы является Питчинг, Work in Progress и EastSeries. В этом году основной локацией секции станет отель "Лондонская".
"ГОЛЛИВУД НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ"
Так называется ретроспектива фильмов, приуроченная к 100-летию Одесской киностудии.
Как известно, киностудия возникла на месте нескольких ателье на Французском бульваре. В 1920-х годах это была основная съемочная база ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления). Здесь работали как опытные мастера (Петр Чардынин, Борис Завелев и др.), так и молодые новаторы - Александр Довженко, Иван Кавалеридзе, Даниил Демуцкий и другие.
После оккупации еще десять лет в Одессе только обслуживались производственные процессы других киностудий. И лишь в 1955 году вышел на экраны первый послевоенный художественный фильм собственно Одесской киностудии "Тень у пирса", который в первый год проката посмотрело около 29,5 млн зрителей. Одна из самых приметных картин Одесской киностудии - "Весна на Заречной улице" в 1956 году вошла в число лидеров всесоюзного проката (30,1 млн зрителей).
В Одессе начинали такие мастера кинематографа, как Александр Довженко, Марлен Хуциев, Станислав Говорухин, Петр Тодоровский, Кира Муратова, Евгений Ташков, Михаил Пташук и др.
Для ретропоказа кураторы программы выбрали такие картины.
"Молчи, грусть, молчи". Фильм режиссера Петра Чардынина был снят в 1918 году с Верой Холодной в главной роли. Одна из очень немногих сохранившихся картин с участием этой знаменитой актрисы.
"Ягодка любви" (1926). Кинокомедия Александра Довженко по собственному сценарию - самый ранний из его уцелевших фильмов (первая работа режиссера "Вася-реформатор" считается утраченной). Парикмахер Жан Ковбасюк узнает, что стал отцом. Ребенок перечеркивает все его планы. Жан решает избавиться от младенца. Но кому бы он не подбрасывал младенца, тот каждый раз причудливым образом к нему возвращается. На съемках этой картины Довженко познакомился с оператором Даниилом Демуцким, с которым впоследствии снял свои самые известные картины.
"Весна на Заречной улице" (1956) - дебют режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера. Лента стала одним из символов "оттепели" в СССР. Молодая учительница литературы приезжает по направлению в промышленный город. Она работает в вечерней школе, где в нее влюбляется сталевар металлургического комбината. История любви разворачивается на фоне весенней распутицы, скромных рабочих домов и света мартеновских печей.
"Формула радуги" (1966) - фантастическая комедия режиссера "Трех мушкетеров" и "Опасных гастролей" Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Инженер-изобретатель, чтобы избавиться от необходимости отсиживать время на бюрократических совещаниях, создает робота-двойника. Но механическое существо имеет свои взгляды на мир, и они не всегда совпадают с планами ее создателя. Эта лента не только иронизирует над абсурдностью некоторых ритуалов тогдашней социальной жизни, но и создала канон для дальнейших поисков киностудии в жанре фантастики, лучшим воплощением которых стал сериал о других двойниках - "Приключения Электроника".
"Военно-полевой роман" (1983) режиссера Петра Тодоровского - картина о трудной послевоенной жизни. Эта камерная история, созданная на основе реальных событий и воспоминаний режиссера, полностью лишена героизации и пафоса. "Военно-полевой роман" - единственный фильм Одесской киностудии, который номинировался на "Оскар". В 1984 году лента попала в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, на котором Инна Чурикова получила "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль.
"Настройщик" (2004). В этой абсурдистской комедии с элементами детектива Кира Муратова в присущей ей манере нарушает имеющиеся кинематографические и художественные законы и превращает сатирическую криминальную драму на экзистенциальную историю о человеческих отношениях. Мошенник-музыкант ради любимой, которая не привыкла себе ни в чем отказывать, планирует аферу. Он хочет обокрасть двух обеспеченных женщин бальзаковского возраста. Чтобы поближе с ними познакомиться, вызвать доверие и попасть в их дом, обставленный дорогими вещами, молодой человек предлагает свои услуги настройщика.
Подготовил Андрей ТИШКОВ
по материалам,
предоставленным пресс-службой ОМКФ-2019.