Номер 22 (918), 20.06.2008
В начале июня можно было отмечать 110 лет со дня рождения знаменитого эстрадного певца Петра Лещенко. Однако никто и нигде - ни словом, ни духом - об этом не помянул. И это при том, что как артист Лещенко принадлежит минимум пяти странам.
В Украине он родился. Это случилось 2 (14) июня 1898 года в селе Исаево, неподалеку от Одессы. В молодые годы он выступал в украинской театральной труппе, да и позже неизменно включал в свой репертуар украинские песни. Начинал свою артистическую жизнь в Кишиневе, много лет прожил среди молдаван. Первая жена его была рижанкой, с рижскими авторами Оскаром Строком и Марком Марьяновским его связывало плодотворное сотрудничество: именно Лещенко был первым исполнителем шлягеров этих авторов. Вершины же своей популярности певец Петр Лещенко достиг в Бухаресте, куда перебрался в 1920 годах. Был он подданным Румынии, офицером румынской армии, пел, естественно, и румынские песни. А стал в конечном счете и остался в памяти и истории выдающимся русским эстрадным певцом, добавим великодушно, украинского происхождения. И потому отпраздновать юбилей артиста следовало бы соединенными усилиями как минимум пяти независимых государств - России, Украины, Молдовы, Румынии, Латвии. А то, что этого не случилось, так виной тому не только экономическая ситуация в названных странах.
Лещенко никогда и нигде не был "государственно признанным" певцом. И хотя его любил слушать румынский король, но для румын он всегда оставался "русским", чужаком, которого терпели в силу его популярности и полного отсутствия политической ангажированности. Что же касается его истинной родины, то там дело обстояло еще хуже. Я долго пытался понять, почему из безобидного в общем-то артиста Петра Лещенко в Советском Союзе сделали идеологическое пугало, простив и приняв в то же время куда более "грешного" Александра Вертинского. Все дело, по-видимому, в том, что не зависящий от догм соцреализма Лещенко был ИНЫМ и пел об ИНОМ. Он был СВОБОДНЫМ артистом и человеком, а это в сталинские времена почиталось страшным грехом. И то, что до него невозможно было добраться, только усиливало ярость идеологических "контролеров". Когда же такая возможность появилась, то артиста быстро уничтожили.
В 1951 году ему припомнили и "блатные" (почему?) песенки вроде "Марусички" и "Чубчика", и службу (юношей) в царской армии, а главное - "пособничество оккупантам". Да, он действительно выступал в оккупированной Одессе, держал тут ресторан и даже был офицером в румынской армии, но что ему было делать, если по законам военного времени он подлежал мобилизации? Ну, а о его военных "подвигах" и говорить смешно: при первой возможности сбежал с фронта...
Но расправившись с ним физически, не смогли уничтожить главного - память о нем, его ПЕСНИ. Удивительное дело: практически все одесситы (а их были десятки), с кем мне довелось беседовать о Петре Лещенко, были категорически едины: не был Лещенко врагом. Напротив, его обожали, за его пластинками охотились, иногда даже отказывая себе в необходимом (характерная деталь: в послевоенные годы на "черном рынке" пластинка Лещенко стоила намного дороже буханки белого хлеба!), их слушали, запиливая до хрипоты. И это несмотря на то, что за прослушивание "вражеских записей" вполне реально было схлопотать срок.
Неудивительно потому, что после реабилитации в 1988 году Петр Лещенко как-то очень быстро и органично вошел в избранный круг великих певцов легкого жанра - наряду с Вертинским, Шульженко, Утесовым, Бернесом... Этот круг, по всей видимости, уже никогда не расширится, и вовсе не потому, что не может появиться в будущем выдающихся певцов. Просто уже никогда не повторится время, когда песня и в самом деле помогала "строить и жить", когда сочинение и исполнение простой мелодии превращалось в "государственное дело", когда популярным певцам поверяли личные тайны, советуясь, как с самыми близкими людьми, ожидая от них помощи, подсказки. Да, за песню тогда могли уничтожить, но ведь это означало (пусть в страшном, искореженном, исковерканном виде) признание силы искусства. Глупо жалеть об уходе того времени, и слава Богу, что сегодня можно петь о чем угодно и как угодно, но разве не обидно, что душа даже в искусстве нынче сплошь и рядом заменяется голым расчетом? Что вместо понятия "эстрадное ИСКУССТВО" появилось иное - "шоу-БИЗНЕС"? Петр Лещенко, по современным критериям, был классическим представителем этого самого шоу-бизнеса, но помнят о нем не потому, что он был совладельцем крупных ресторанов, а потому, что был АРТИСТОМ. И погиб за то, что был АРТИСТОМ.
Жаль, конечно, что не удалось отметить достойно юбилей мастера, но гораздо хуже было бы, если б юбилей отметили, а об артисте забыли. А записи Петра Лещенко до сих пор пользуются спросом не только у представителей старшего поколения. Можно ли пожелать лучшей судьбы певцу, жизнь которого началась сто десять лет назад?!
Александр ГАЛЯС.
P.S. Два года назад при очередном переименовании
одесских улиц было внесено предложение назвать именем Петра
Лещенко улицу Октябрьской революции. Однако некоторые
депутаты городского совета встали насмерть. Никакие
аргументы вроде всемирного признания артиста на них не
воздействовали. Так что, оказывается, стереотипы прошлого
еще довлеют над умами.