Номер 21 (1167), 14.06.2013

ЧТО ЖДЕТ УКРАИНСКОГО МОРЯКА В БУДУЩЕМ?

На Одесском морвокзале впервые прошла выставка "Образование, подготовка и трудоустройство моряков". Какая ситуация сегодня на рынке трудоустройства моряков, мы узнали, пообщавшись со специалистами, собравшимися на форум, организованный Одесской национальной морской академией.

У стенда "Марлоу Навигейшн Украина" - небольшая очередь. Стармех Василий Глобин узнает об условиях работы. В последнем рейсе получал оклад в 5 тысяч у. е. Здесь ему предлагают зарплату чуть выше.


- Сегодня на рынке морского труда больше всего востребован высший комсостав, - говорит нам рекрутмент-инспектор Татьяна Герцен. - Капитаны, старшие механики, сингл-инженеры, вторые механики. Судовладельцы предпочитают брать украинских специалистов, которые в трудной ситуации всегда найдут выход. Особенно предпочитают брать украинских офицеров на приемы новостроев, перефлагирование судов, перепродажу, сложные грузовые операции - на все то, что требует компетенции.

С вопросами трудоустройства обращаются курсанты. Сегодня востребованы молодые специалисты судоводители и судомеханики. А вот для электромеханика пока кадетских программ нет.

- Для электромехаников приостановлена кадетская программа, потому что есть тенденция сокращения этих специалистов на судах. Зачастую судовладелец предпочитает, чтобы один профессионал работал одновременно на нескольких судах, заменяя четырех электромехаников. Кризисные явления заставляют экономить и обходиться минимальными потерями в плане зарплат, - объясняет Татьяна.

О ситуации на рынке морского трудоустройства в Одессе говорит суперинтендант группы компаний "Стаф" Александр Марченко:

- Сегодня практически по всем крюинговым компаниям наблюдается спад. По сравнению с 2008 годом, когда был пик, фрахтовые ставки судов упали примерно раз в 10. Крупные компании выигрывают за счет того, что у них много судов. Мелкие разоряются. Многие крюинговые компании теряют пароходы. Сейчас гораздо выгоднее суда дедвейтом 50 тысяч тонн и меньше. Балкеры на 70 тысяч еще прибыльны. А кейпсайзы на 170 тысяч тонн и выше работают практически в ноль. Кто-то из судовладельцев отказывается от украинских моряков, переходит на филиппинцев, потому что для них зарплаты меньше, контракты длительнее. Некоторые вообще пароходы продают. Но тем не менее сегодня для нас есть положительные моменты. Наши офицеры по-прежнему востребованы за счет высокой планки украинского морского образования. Зарплаты стабильно держатся на одном уровне в течение трех лет. В ближайшее время кризис будет уходить. Фрахтовые ставки на суда поднимутся, - делает свой прогноз специалист.

В то же время крюинговая система Украины, строившаяся два десятка лет, может претерпеть ряд изменений. На рынке труда останутся только те компании, которые соответствуют международным требованиям.

Что касается рядового состава, по словам эксперта морского крюингового агентства "Эпсилон" Татьяны Чуенко, со времени начала кризиса в три раза упала востребованность на рынке труда в рядовом составе.

- Наши моряки, к сожалению, зачастую покупают сертификаты, не занимаясь своим образованием, особенно изучением языка. Сегодня подходили люди, спрашивали, а можно уйти в рейс без английского, - комментирует Татьяна. - Когда есть конкуренция, обязательно нужно знание языка. И вакансии матросов и мотористов на судах занимают филиппинцы и китайцы. На сегодня мы трудоустраиваем примерно такое же количество моряков, как и год, и два назад. Но изменился состав, мы стали брать больше офицеров.

Активно действует на рынке труда крюинговая компания "Ви шипс", где только за прошлый год трудоустроены более 7 тысяч моряков. Из них половина комсостава, другая - рядовые.

- Если вы хороший специалист со знанием языка - всегда найдете работу, - уверен заместитель директора компании "Ви шипс" капитан Олег Компанеец. - Мы заинтересованы в подготовке своих кадров, отбираем лучших курсантов для прохождения практики на наших судах. Мы формируем свои собственные экипажи. В прошлом году приняли 8 новых по 14,1 тыс. TEU контейнеровозов, построенных в Китае.

Директор компании "Ви шипс" Игорь Сафин отметил, что дефицит морских офицеров на мировом торговом флоте сейчас составляет порядка 30 тыс. А к 2016 году, по прогнозам, достигнет 40 тыс. Китай и Южная Корея увеличивают объемы импорта сырья и экспорта готовой продукции, соответственно - объемы грузоперевозок, для чего строятся новые суда. Если морские учебные заведения Украины вдвое увеличат число студентов, выпускники без проблем найдут работу и дорастут до капитанов, старших механиков, суперинтендантов, считает специалист.

Свою лепту в создание морского контингента страны вносит Центр подготовки моряков "Авант", отметивший в этом году десятилетний юбилей. Любой выпускник школы может получить специальность матроса, моториста, стюарда, бортпроводника, пройдя шестимесячное обучение.

Морской форум и выставку за два дня посетили более тысячи человек, узнав о возможностях образования и трудоустройства. И надеемся, что этот образовательный форум для Одессы станет традиционным.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.