Номер 19 (764), 20.05.2005

ПОДВИЖНИЦА

"БАЛЕТ – ТЫ МОЙ КУМИР". Так назвала свой юбилейный вечер заслуженная артистка Украины Светлана Антипова. Думается, что, когда ее, шестилетнюю, родители привели в Дом офицеров, записав в кружок танцев, девочка таких слов, как кумир, и не знала (а известная песня о балете в исполнение Аллы Пугачевой не звучала еще ни со сцены, ни в эфире), но уже родилась неугасимая любовь к музыке и танцам. Эта любовь, помноженная на труд и талант, помогла Светлане преодолеть "непосильный и каторжный труд" (так отзывались о труде балерин родители Светланы – она родилась в семье военнослужащих) и окончить Одесскую хореографическую школу (ее первым педагогом была блистательная Ирина Михайличенко – народная артистка УССР).

А в общем, я напрасно процитировала родителей Светланы. Потому что каторжный труд – это труд подневольный, а разве можно говорить о подневольном труде, если он тебе не просто в радость, если без него ты и жить не можешь, если он твой хлеб и воздух. А что касается "непосильности", то из дальнейшего станет ясно, что для Светланы Александровны Антиповой нет ничего непосильного. То, чем она занята сейчас, что составляет смысл ее жизни, возможно, кому-то другому и было бы не по силам, но не ей, потому что она ПОДВИЖНИЦА.

Но все по-порядку. Еще 15-летней Светлана уже начала танцевать на сцене Одесского театра оперы и балета. До получения паспорта – стажером, а затем – полноправным членом коллектива. А коллектив – балетная труппа театра насчитывал много блистательных имен: В. Каверзин, С. Вальтер, П. Фомин... Конечно, вначале был кордебалет. Затем выходы в "шестерках", "четверках", "двойках" и, наконец, в сольных номерах. В 18 лет Антипова исполнила свою первую главную роль – партию Авроры в балете Чайковского "Спящая красавица". А затем были Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Маша (Щелкунчик"), Китри ("Дон Кихот"), Джульетта ("Ромео и Джульетта") и другие, среди которых самые любимые – Жизель и партия Никии в "Баядерке".

Много лет восхищала Светлана Антипова балетоманов своей легкостью, изяществом, безукоризненной техникой, проникновением в образ. Но... век балерин короток... Впрочем, нет. Снова я пошла на поводу у штампа. Светлана Антипова не покидала сцену театра 30 лет.

Она и сейчас продолжает свое служение балету, выводя на сцену своих воспитанников. Уже 10 лет существует в Одессе школа-студия классического танца, созданная С. Антиповой. Талантливый человек талантлив во всем. Замечательная балерина оказалась замечательным педагогом. Ее школа-студия, где ежедневно, без выходных, она прививает умение, вкус и любовь к искусству 95-ти ученикам (с 3-х – 4-х лет малыши приходят в студию, в 8-9 лет – в школу), уже давно перерос в детский театр, где ставятся такие серьезные спектакли, как "Золушка", "Алиса в Стране чудес", "Красная Шапочка"... Ставятся "по-взрослому" не только в смысле балетной техники, но и с прекрасной сценографией, костюмами (все это за счет самой Антиповой и родителей детей), не говоря уже о хореографии, сочетающей классику, характерный танец и модерн с пальцевой техникой.

Слово "существует" хорошо характеризует положение уникального детского театра в Одессе, где у него нет статуса, нет своего помещения, где руководители города и области упорно не замечают, что у них под боком выросла такая удивительная жемчужина. Зато есть признание вне Одессы, в поездках в Турцию, Германию, Венгрию, даже .в отечественный Донецк – там детский театр Антиповой завоевывает 1-е места, Гран-при, дипломы фестиваля, "Хрустальную розу" фестиваля и т.д. Ими восторгаются не только зрители, но и профессионалы. Достаточно назвать лишь одно имя – Владимир Васильев, который считает, что детский театр Антиповой – это явление.

Вот и в юбилейный вечер замечательной балерины и педагога зал буквально неистовствовал после каждого номера, исполненного детьми. В первом отделении вечера был показан первый акт "Золушки" Прокофьева, и зрители могли убедится в замечательной целостности замысла спектакля, а II отделение – дивертисмент – позволило увидеть просто невероятные возможности коллектива, неистощимую выдумку, блистательную хореографию (хореограф С. Кочергин), безупречный вкус во всем, включая подобранную музыку.

Многие лета, Вам, Светлана Александровна, многие лета Вам жизни и творческого труда, многие лета Вашему театру!

Елена Колтунова.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.