Номер 18 (1065), 20.05.2011

НА РАДОСТЬ НАМ ДАНО
ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО
(или шесть фильмов и одна встреча)

Пока народ безграмотен, из всех искусств
для нас важнейшими являются кино и цирк.

В. Ленин.

Ежегодный фестиваль "Французская весна" предлагает настолько большую программу, что приходится выбирать, чему уделить внимание. Я в своем выборе решила руководствоваться высказыванием Владимира Ильича и взяла на себя поход на спектакль французского цирка "Корни" и посещение допремьерного показа шести французских фильмов. В основном не прогадала. Мои восторги по поводу французского цирка можно прочитать в заметке "Корни и ствол". В данной же статье я попытаюсь поделиться впечатлениями о той части кинопрограммы, которую я взяла на себя (в программу входила еще "Долгая ночь... короткого метра" и ретроспектива фильмов Амоса Гитая).

Кинопрограммы обычно подбираются по одному из двух принципов. Либо в них превалирует какая-то общая тематика, либо, наоборот, тематика фильмов имеет довольно широкий спектр. Собственно, как и жанры.

Французскую киновесну открыла очень милая и, в первую очередь, добрая романтическая комедия "Турне" режиссера и актера Матье Амальрика. Он же снялся в главной роли продюсера Жоакима, который привозит во Францию труппу американских стриптизерш с шокирующей программой. Труппа ездит по французской провинции, поскольку Жоакиму нельзя появляться в Париже, где он всем задолжал.

Фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ-2010, однако приз получил лишь за лучшую режиссуру.

Гран-при на том же Каннском фестивале получила драма Ксавье Бовуа "О Людях и Богах".

В основе сюжета фильма лежит реальная история, произошедшая в Алжире, где французские служители монашеского ордена траппистов жили некоторое время в полной гармонии с местным мусульманским населением и оказывали со своей стороны возможную помощь и поддержку. Все закончилось тем, что в 1996 году семеро из восьми монахов были таинственным образом убиты. И до сих пор эта трагедия до конца не раскрыта.

Кроме уже названной премии в Каннах, фильм был отмечен премией французской киноакадемии "Сезар" по следующим номинациям: "Лучший фильм", "Лучшая роль второго плана", "Лучшая работа оператора".

Остановлюсь на последней. Работа выдающегося оператора Каролин Шампетье стилизована под классическую живопись. Пейзажи сняты так, что ты буквально ощущаешь себя у подножья Атласских гор, среди странных кривых деревьев, растущих на камнях. А в последних кадрах, когда взятых в заложники монахов ведут через лес в метель, возникает ощущение, что снег метет не на экране, а с экрана.

Но главное - портреты. Есть большой эпизод перед трагическим финалом. Монахи, а большинство из них глубокие старики, сидят за праздничной трапезой, и один из них ставит запись увертюры Чайковского к "Лебединому озеру". Со слезами на глазах они слушают эту музыку. Музыку победы зла над добром. И камера медленно проходит по лицам, как бы для того, чтобы мы запомнили их в последний мирный день их жизни.

Трудно сказать, какой фильм следовало бы поставить после этой, не побоюсь сказать, гениальной картины, но только не комедию-пародию "Счастливчик Люк" Джеймса Хата.

Вот уж воистину фильм, подпадающий под вышеприведенный ленинский лозунг. Не знаю, как насчет грамотности, но по примитивности сюжета и диалогов, несмотря на изобилие постановочных трюков, картина явно рассчитана на более чем непритязательную публику. (Кстати, о грамотности - попробуйте сегодня почитать комментарии в интернете или, на худой конец, СМС-послания на некоторых программах телевидения. Волосы дыбом встают.)

Я не большой поклонник фильмов-пародий, хотя встречаются весьма остроумные. Картина "Счастливчик Люк" - это сборник видеоцитат из известных (в основном в США) вестернов и их героев (Пат Покер, Билли Зи Ки, певичка Белль...) и не менее известных кинонегодяев. Сам Люк напоминает героя остроумной чешской пародийной комедии "Лимонадный Джо". Напоминает тем, что он, как и Джо, - ковбой с изъяном. Джо вместо виски пил лимонад, а Люк отказывается стрелять в обидчиков и брать в руки свой кольт.

Следующие три фильма компенсировали разочарование от работы Хата.

Особенно картина "Но и Я".

Фильм представляла гость фестиваля, режиссер и актриса Забу Брейтман, на творческом счету которой более двух десятков прекрасных кинолент.

"Но и Я" - это драма. Драма одиночества 13-летней Лу. Одаренная девочка, опередив в развитии одноклассников, не имеет друзей. И в семье, особенно с матерью, не находит общего языка. Она чувствует себя брошенной. Поэтому темой школьного сочинения Лу выбирает проблемы беспризорности. Познакомившись на вокзале с попрошайкой Но (Норой), Лу привлекает ее к своему расследованию и, наконец, находит подругу. В результате всех перипетий приходит взаимопонимание и с матерью.

Романтическая комедия "Счастливы вместе" Антони Кордье - это типичная легкая, обаятельная французская романтическая комедия. От тех, которые очаровывали нас в середине прошлого века, она отличается "сексуальной озабоченностью" героев и авторов, На Венецианском МКФ 2010 года эта лента оказалась чуть ли не самой сексуальной. А что удивительного, если речь идет о том, как две пары встречаются, влюбляются, сходятся и расходятся. И герои сами не могут решить, кто и в кого больше влюблен.

Героиня фильма-мелодрамы "Отпусти" режиссера Катрин Корсини, тоже мечется, хотя она знает точно, чего хочет. Просто на одной чаше весов ее благополучная, хотя и однообразная жизнь с мужем, преуспевающим хирургом и двумя прекрасными детьми, на другой - страстная любовь к простому рабочему-строителю, который был нанят для того, чтобы оборудовать для Катрин медицинский кабинет, поскольку она решила вернуться к врачебной практике, заброшенной ради мужа и детей. В фильме много интересных сюжетных поворотов, интересных характеров. Он очень психологичен.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Французская весна уступает место одесскому лету и другим событиям.

Елена КОЛТУНОВА.