Номер 18 (963), 15.05.2009
Международный фестиваль современного искусства под таким названием проводился в Одессе уже в 15-й раз. Пожалуй, это единственная из творческих акций, проводимых в нашем городе, которая реально имеет международное значение и мировой уровень.
Огромная заслуга в этом инициаторов и
неизменных лидеров форума - Кармеллы Цепколенко и
Александра Перепелицы, которые даже в самых сложных
условиях умудряются "держать марку". В этом году в Одессу
приехали более 300 музыкантов из 32 стран, включая США,
Китай, Польшу, Австрию, Германию, Швецию, Финляндию и др.
Чем были показательны нынешние "Два дня и две ночи"? На
этот вопрос постарались найти ответ наши специальные
корреспонденты.
Хотя этот музыкальный марафон длился 48 часов, но те, кто хотел понять идею представления, посмотрели его полностью. Программа была очень органично выстроена. Организаторам удалось создать своего рода музыкальный театр и впрессовать в него, помимо музыки, также другие виды искусства.
Первым впечатлением от услышанного было удивление. Музыка, основанная на диссонансах, отсутствии ритмичности, сочетание самых разных звуков и инструментов, создавала атмосферу таинственности. В воображении рисовались космические картины, словно вовлекая тебя в параллельные миры....
Особенностью нынешнего фестиваля стало соединение
музыки с использованием фольклорных инструментов и
современной техники. Это и японский дзинаси-сякухати, и
украинская бандура, и азербайджанский тар, и русская
балалайка, и монгольский вокал артин-ду. Поразило обилие
музыки для ударных инструментов: целых четыре ансамбля из
Германии, США, Швейцарии и Нидерландов. Понравились
выступления оркестров, которые исполнили ряд композиций
украинских авторов.
- Польский институт заказал украинским сочинителям творческие произведения, - рассказал дирижер оркестра "Симфония Ювентус" Роман Ревакович. - Они нам очень понравились. В Польше есть программа, по которой молодые люди могут прожить в нашей стране полгода, чтобы познакомиться с ее культурой, бытом. Они получают стипендию и за это время могут написать сочинение. У нас в репертуаре уже 8 произведений украинских авторов.
На сцене действо менялось с завидной остросюжетностью. Только прошелестели маракасы теплым майским дождем, как атмосферу заполнили жалобы виолончели и скрипки. И вдруг все оборвалось. И в эту тишину ворвалось сопрано, заставив замереть от восторга...
В этой мясорубке звуков и перевоплощений ощущались потоки энергий, охватывавших с головы до пят, вжимавших в кресло и заставлявших парить над миром. После концерта улица возле филармонии показалась радугой фонарей. А ночной город превратился в сказочный сад. Музыка словно разбудила еще парочку органов чувств, которые воспринимали мир во всей красоте.
48 часов пролетели, как мгновение, оставив ряд ярких воспоминаний, особенно от ансамбля "PLUS"(Австрия), "Феникс" (Бельгия), "Рунедако" (США), "Фреву" (Норвегия), "Новая музыка в Украине" группы "Шелковый путь". А в следующем году, говорят, то ли еще будет!
Юбилейный фестиваль, как всегда, заставил задуматься не только об исполнителях, но и об аудитории, которая слушает в самое неурочное время порой сложную для восприятия музыку. Мы помним, как многолюдно было на первых фестивалях за счет творческой молодежи (увы, многие из молодых в ту пору слушателей уже перебрались в столицы, не будучи востребованными в Одессе) и за счет случайной публики, которую привлекало модное событие. И как раздражали профессионалов бесконечные трели мобилок, пьяные выкрики, выходки иных "меломанов" (один из них, помнится, все порывался дирижировать музыкантами). А потом мода прошла, и впору было озадачиться вопросом: то ли фестиваль избавился от приблудных слушателей, то ли начал терять своих. В зале оказывалось катастрофически мало людей: оргкомитет, ожидающие своего выхода коллеги исполнителей, два музыковеда да пара-тройка журналистов...
А нынче, представьте, на ночных концертах было многолюдно, как в старые добрые девяностые - подросли молодые, талантливые, образованные. Без специальной подготовки в новой академической музыке не разобраться, она и впрямь элитарна. В хорошем смысле. И стадионы собирать не будет. Другое у нее предназначение: поиск, эксперимент, изыск, обобщение.
В этот раз непривычно много приехало альтистов, и в том числе состоящий сугубо из исполнителей на данном прекрасном инструменте австрийский ансамбль "PLUS". Мягкий грудной тембр альта очень приятен для слуха. Невольно припомнилось появившееся пару лет назад в одесской прессе интервью одной дамы, позиционирующей себя в качестве знатока музыки, которая восклицала, говоря об инструменте Юрия Башмета: "Скрипка так звучать не может!". Ну да. Не может. Вот альт - может... Обидно, что дама-то как раз имеет возможность посещать концерты Башмета, даже не отдавая себе отчета, на чем, собственно, играет музыкант, а местным специалистам и просвещенным слушателям приходится на такие мероприятия прорываться, билетов-то на их зарплаты, как говорила моя бабушка, "не укупишь". К счастью, на "2Д2Н" позаботились о том, чтобы ученики школы имени Столярского проходили бесплатно, а студенты имели возможность приобретать билеты всего по десять гривен. И кризис тут не помехой!
По строгим правилам фестиваля все иностранные участники
исполняют хотя бы по одной пьесе украинского композитора,
а сочинения одесситов почти всегда звучат на фестивале
впервые. Такая политика позволяет не только
пропагандировать украинское искусство за рубежом, но и
обогащать композиторское мастерство за счет нюансов,
возникающих в общении с иностранными исполнителями, подчас
весьма искушенными в авангарде.
Президент фестиваля Бернхард Вулф (Фрайбург, Германия), отвечая на вопрос, чем уникальны одесские "Дни и ночи...", всегда советует проникнуться идеей формы проведения. Благодаря ее уникальности и целостности фестиваль напоминает отдельное произведение, симфонию или роман, со своими кульминациями и спадами. Многие слушатели вообще не уходят домой и не рискуют передвигаться по ночному городу. Расходятся утром, после того, как стихнут последние звуки.
Фестиваль всегда в концертах-прелюдиях заглядывал в прошлое авангарда, в начало века двадцатого. Вот и на этот раз Национальный филармонический оркестр под управлением Хобарта Эрла исполнил "Поэму экстаза" Александра Скрябина и "Химеру" Леры Авербах для терменвокса и оркестра. В нашем городе этот инструмент - первый из числа электромузыкальных - не слышали более 20 лет, после того, сюда приезжал сам его изобретатель Лев Термен. А нынче в концерте выступила его внучатая племянница Лидия Кавина. Как справедливо заметил московский композитор и музыковед Антон Ровнер, новая музыка появилась не на пустом месте, а была подготовлена всем предыдущим опытом человечества.
"Хитом" программы стала новая мини-моно-опера
хозяйки фестиваля Кармеллы Цепколенко для бас-баритона и
ансамбля - "Этим вечером "Борис Годунов". После ощутимого
перерыва в создании камерных опер одесский композитор
сделала настоящий прорыв. Никаких лишних нот и общих мест.
Четко, гротескно, иронично. Зрители увидели оперного
певца, в своей гримерке репетирующего выход с партией
Бориса Годунова (либретто Кристине Торнквист из Австрии).
Чей-то голос по театральной радиотрансляции то и дело
предупреждает его о необходимости наложить грим и
готовиться выйти на сцену. Комичный здоровяк (австрийский
вокалист Руперт Бергман ) накидывает царское облачение,
тычется в ноты, поражается величию русской музыки и
собственной игры, пытается петь за партнеров, в частности,
Юродивого ("А-а! А-а! Нет, Борис! Нельзя, нельзя,
Борис!"). А зал сотрясается от хохота и одновременно
стремится смеяться потише, чтобы не пропустить хотя бы
ноту?! В конце неудавшийся Годунов уходит на цыпочках
через зал, помахав на прощание оставленной на стуле шапке
Мономаха - она уж слишком для него тяжела... Нет сомнения,
Руперт и одесский ансамбль SENZA SFORZANDO с успехом
покажут совместную работу на любой сцене Европы. Хотелось
бы, чтобы и в Одессе камерные современные оперы звучали не
только на фестивале - чем не задача для нового руководства
Одесского оперного?
Знаменитый композитор Мирослав Скорик посоветовал оргкомитету дополнить программу будущих фестивалей еще и музыковедческой конференцией. Местные музыковеды редко пропагандируют или критикуют авангард, классику, любое музыкальное явление. Пусть бы хоть зарубежные коллеги встряхнули музыковедческую мысль. Ибо такое явление, как "Дни и ночи", требует профессионально осмысления прежде всего на своей родине, в Одессе.
Мирослав Скорик: "Фестиваль понравился своим разнообразием"
В этом году почетным гостем фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки" был выдающийся композитор Мирослав Скорик. Само присутствие на одесском форуме самого титулованного из современных композиторов нашей страны (Герой Украины, лауреат Госпремии им. Т.Шевченко, народный артист Украины, кавалер многих орденов, профессор и проч.), притом признанного в мире, лишний раз засвидетельствовало о высоком авторитете "Двух дней и двух ночей". Одесситы к тому же приготовили высокому гостю приятный сюрприз, открыв свой фестиваль двумя концертами- прелюдиями из сочинений М.Скорика. После окончания фестиваля мы попросили знаменитого композитора поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного в Одессе.
- Я впервые был на этом фестивале. Мне, конечно, особенно приятно, что два концерта были посвящены исполнению моих произведений. Но не только этим был мне интересен одесский форум. Фестиваль понравился, прежде всего, своим своеобразием. Безусловно, не все в нем было равноценно, но немало было и ярких выступлений.
Если говорить о наиболее сильных впечатлениях, то я бы выделил мини-моно-оперу Кармеллы Цепколенко "Этим вечером "Борис Годунов"", она очень живая... Прозвучало еще немало интересных произведений, но из-за их обилия я просто не в состоянии был запомнить всех понравившихся авторов и исполнителей, так что пусть мне простят те, кого я запамятовал.
- Как на фоне европейских музыкантов выглядели украинские авторы?
- Вполне нормально. Может быть, иностранные исполнители были несколько ярче наших, но, в основном, за счет того, что они чаще, чем наши, принимают участие в разных фестивалях. Однако украинские музыканты в целом выглядели совсем неплохо.
- Как вы относитесь к самому названию фестиваля: "Два дня и две ночи новой музыки"? Ведь, в принципе, музыка не может быть "новой" или "старой", есть только музыка хорошая или плохая...
- Но если организаторы фестиваля стремятся, чтобы на нем звучали самые современные произведения, то почему бы не назвать его "фестивалем новой музыки"?
- Этот вопрос к вам как к главе Национального Союза композиторов Украины. Насколько одесский форум способствует развитию отечественной музыки?
- Безусловно, очень помогает. Мы подсчитали, что за эти дни прозвучали произведения около 30 украинских авторов. Значит, есть заинтересованность и у них, и в них. Полезны также контакты с зарубежными исполнителями. Надо учесть, что большинство наших композиторов - участников фестиваля - это молодые авторы. Для них "Два дня и две ночи" - либо старт, либо утверждение своих позиций. Так что, могу еще раз сказать, что в целом оцениваю одесский фестиваль весьма позитивно.
За фестивалем следили
Виолетта СКЛЯР,
Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
- Артистический директор фестиваля Кармелла Цепколенко;
- Китайский музыкант Ву Вей, играющий
на народном инструменте "шен" из дуэта "Шелковый путь";
- Швейцарский дуэт Лео Бахман (туба) и Франциска Вельти (вокал);
- Австрийский певец Руперт Бергман в мини-моноопере
Кармеллы Цепколенко "Этим вечером Борис Годунов".