Номер 14 (1503), 4.06.2020
Интернет-технологии позволяют одесской художнице и дизайнеру Катерине Репе опережать коллег на международных онлайн-выставках. В начале апреля открылась виртуальная выставка "Meirl", на которой оказалась одна Катина работа. Галерея в Испании представила ее произведения на своем сайте на неограниченный срок. Год в целом начался для художницы как нельзя более удачно: Катерине была вручена премия Леонардо да Винчи. А в мае британская галерея Surface запустила проект, посвященный современной маркировке. "Маркировка является яркой областью исследований в современном искусстве, и мы заинтересованы в том, чтобы художники изучали это сегодня с помощью различных линий, точек, меток и узоров", — уточняют организаторы. Катерина Репа представила три графические работы из серий "Двойственность", "Бесконечность" и "Чекин" (последняя реализована на использованных магазинных чеках).
— Часто за приятной внешней оболочкой, презентабельностью и улыбчивостью скрывается бесчеловечная и притворная личность, — говорит Катя о серии "Двойственность". — Например, Мартин Шкрели, увеличивший себестоимость лекарства от СПИДа на 5500 процентов. На вид милейшие, неопасные улыбчивые люди, внутри оказываются четко выраженными социопатами. Типы таких личностей изображены на белых холстах. А порой люди с нестандартной внешностью, физическими дефектами, странной индивидуальностью и повадками являются добрейшими, помогающими обществу в развитии культуры, науки и прогресса человечества. Они изображены на холстах черного цвета. Проект направлен на то, чтобы задуматься над обликом человека и возможностью расценивать поступки человека, а не внешние, социальные и материальные факторы. Хоть мы и живем в мире, будучи воспитанными на моральном и материальном принципе потребления...
Порой глаз художницы сравним с рентгеновским лучом. Серия "Скелет как экосистема", воспевающая гармонию творений природы, была представлена двумя Катиными работами в марте в киевской муниципальной галерее "Лавра", где состоялось открытие всеукраинской выставки "Среда обитания. Манифест 2020". Партнерами проекта стали WWF Украина, Vogue UA, Mironova Foundation и Киевский метрополитен. Красивые, словно расцветающие по весне скелетики ската, рыбки, гориллы и других земных существ очень декоративно смотрятся, и при этом наделены глубоким смыслом.
Пожалуй, самые замысловатые работы Катя создала в 2017 году в рамках состоявшегося в Киеве Blockchain Art Hakaton, тематика которого была связана с криптовалютой.
— Возможно, со временем появится универсальная криптовалюта, это даст нам возможность очень просто осуществлять расчеты по всему миру и без процентов за услуги, — поясняет Катерина. — Blockchain — очень удобная система, это как большая бухгалтерская книга, которую невозможно взломать. Переводя транзит из одной страны в другую криптовалютой при помощи этой системы, мы не тратим время и проценты зря и ничем не рискуем. Я придумала свой алгоритм, закодировала название моей работы, разбила его на блоки и внесла в очертания картины. Чтобы прочитать название, нужно знать алгоритм; чтобы вскрыть биткоин, нужно знать код. В действительности, у меня алгоритм не цифровой, я не гений во всём этом — каждая буква отвечает другой букве, если какой-нибудь айтишник сможет расшифровать, было бы очень интересно...
Катя счастливо соединяет пытливый ум с модельной внешностью. Творчеством она занималась с шести лет, во время учебы в школе состоялась ее первая выставка рисунков. А чуть позже она оказалась в числе первой уехавшей в Париж четверки девочек из модельного агентства "Скарлетт".
— В 1996 году об Украине там практически не знали, нам советовали говорить, что мы из России во избежание лишних расспросов, — вспоминает художница. — Только после появления футболиста Шевченко и боксеров Кличко более или менее стали понимать, что такое наша страна. А до этого — нет. Поработав в Париже, я вернулась в Одессу, окончила гидрометеорологический институт. Это было решением родителей, и это стало первым и последним их решением, которое я допустила в отношении себя. Зато я неплохо знаю химию и биологию, инфузорию-туфельку точно запомню на всю жизнь — это теперь помогает в творчестве. Потом я работала моделью в Москве, Париже, Милане, Шанхае. Показы, шоурумы, каталоги, съемки в журналах, в фильмах... Обложек, правда, не было у меня. Некоторые дизайнеры на меня отшивали свои коллекции. Я знаю, как это делается изнутри — как работают шоурумы, как строится показ, фото, походка...Моя любовь к моде имеет под собой профессиональную основу, теперь я создаю одежду и аксессуары, зарегистрировала свою торговую марку.
Дизайнерские Катины творения — для строгой, но стильной и активной молодой женщины, которая знает, в чем состоит истинный шик и не любит пестроты. Изысканность присуща и арт-деятельности художницы.
— Для Четвертой Одесской международной биеннале современного искусства отбирали работы два куратора: Михаил Рашковецкий и покойный Мирослав Кульчицкий, с которым я даже не была знакома, — говорит Катерина. — Потом мне рассказал Рашковецкий, что мою работу выбрал именно Кульчицкий, и из-за этого меня не "слили". Так получилось, что я его даже не поблагодарила, не успела при жизни, а ведь он стал моим ангелом-хранителем, утвердив мою работу. Позднее директор Музея современного искусства Одессы Семен Борисович Кантор признался, что моя работа — одна из его любимых. А с Рашковецким мы познакомились, когда он увидел мою персональную выставку на "Чайной фабрике", дал мне толчок к развитию — я же была начинающей, меня никто не знал...
Катин интерактивный проект "Манифест. Слова народа" был реализован на IV Одесской биеннале современного искусства в 2015 году. И, конечно, технологии технологиями, но радость непосредственного восприятия и контакта с произведением искусства в зале никто не отменял! Поэтому пожелаем Кате побольше как виртуальных, так и реальных выставок.
Виолетта СКЛЯР.