Номер 11 (1108), 23.03.2012

ТО ЛИ ЗВЕРИ, ТО ЛИ ЛЮДИ

В детстве я любила книги о животных. Я говорю не о Бреме. "Жизнь животных" Брема - это само собой. Но были еще повести и рассказы, были "Ребята и зверята" Ольги Перовской, "Кинули" Веры Чаплиной, "Мои веселые друзья" Черри Киртона, "Белый клык" и "Джерри-островитянин" Джека Лондона... Был еще Михаил Пришвин. И был Эрнест Сетон-Томпсон.

К Сетону-Томпсону у меня было особое отношение. Читая его повести и рассказы, я забывала, что речь в них идет о животных. Я относилась к ним так, будто речь шла о людях. Нет, животные в книгах Сетона-Томпсона не разговаривали, как разговаривают зверушки в сказках, они вели себя так, как и должны вести себя животные. Но каждый герой Сетона-Томпсона был личностью, со своим характером, своей судьбой. Чуть позже, чем Сетон-Томпсон, ко мне пришел "Дерсу Узала" Владимира Арсеньева, и то, что старый охотник любого зверя называл "люди", после Сетона- Томпсона уже не могло ни удивить, ни рассмешить.

Думаю, что такие же ощущения от произведений Сетона-Томпсона владели драматургом Виктором Ольшанским, когда он создавал пьесу "Тринадцатая звезда", написанную им по мотивам рассказа "Джек-Боевой конек" из цикла "Животные-герои".

Спектакль по пьесе "Тринадцатая звезда" поставил Одесский областной театр кукол, адресовав его взрослым зрителям и ребятам старшего школьного возраста.

В пьесе на равных действуют люди, кролики и собаки, хотя между самими персонажами равенства нет. Люди - хозяева жизни, диктаторы. От их доброй или злой воли зависят жизнь и свобода кроликов, запертых в клетки при закрытом спортивном клубе "Пристань". Время от времени кроликам предоставляют "свободу" - их выпускают из клеток на состязание в беге с быстроногими борзыми. Из вариантов исхода таких состязаний только один благополучный: кролику удается опередить борзую и вернуться в свою клетку. Потому что в противном случае кролик может либо погибнуть в зубах борзой, либо его пристрелит "человек с ружьем" по знаку судьи. А судья такой знак подаст, если увидит, что кролик, не успевая добежать по прямой до своей клетки, начинает "хитрить", прибегать к кроличьим уловкам и увертываниям и тем самым выматывает борзых, доводя их до разрыва сердца.

Правда, кое-кого из кроликов такая жизнь устраивает. Нет свободы, ну и ладно, зато кочан капусты в день гарантирован. В своей сатирической антиутопии "Кролики и удавы" Фазиль Искандер писал: "...но о том, что сами братья-кролики еще не подготовлены к свободе, я не знал..."

Я вспомнила Искандера не потому, что в его повести тоже фигурируют кролики. Удавы могли бы гипнотизировать и глотать и обезьян. Просто в своем сатирическом представлении общества Искандер выбрал кролика, видимо, сообразуясь с поговоркой - "смотрит, как кролик на удава". Но есть некая другая параллель - в обоих произведениях представлено общество угнетаемых и угнетателей. Кролики и удавы - кролики и люди. Есть и вторая параллель - каждый выбирает для себя свое: сытую неволю или голодную свободу.

В спектакле свободу любой ценой, даже ценой жизни, выбирает кролик Джек по кличке Боевой конек. Эту кличку он получил за быстроту, за высокий прыжок, за умение обставить в гонках любую борзую. Двенадцать раз ему удавалось благополучно добраться до "Пристани". В честь этих побед привязавшийся к нему работник клуба Микки Ду пробил в его ушах 12 звездочек. Более того, Ду договорился с хозяином клуба м-ром Слаймэном, что, если Джек выиграет в тринадцатый раз и получит тринадцатую звезду, он вместе с ней получит и свободу.

Но на "Пристани" работает тотализатор, и Слаймэну оказывается выгодным проигрыш Джека. Он подговаривает кролика по кличке Громила спровоцировать драку с Джеком перед соревнованием и повредить ему ногу. Как видите, знакомая по человеческому обществу ситуация. И еще одна знакомая ситуация - предательство. Джека предают трое - его любимая Ясноглазка, Микки и даже малыш Пушок. Ясноглазке больше по нраву грубость Громилы, чем нежность Джека. Микки - из жадности, почувствовав, что Джеку не выиграть, ставит на кон против него. А Пушок - из трусости.

Ну как тут снова не вспомнить Фазиля Искандера, написавшего в эпиграфе к "Кроликам и удавам": "Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости".

В конечном итоге Пушок и Микки спасают Джека - Микки прикрывает его собой от выстрела "человека с ружьем" (хочу успокоить, он ранен, но не смертельно), а Пушок, укравший стартовый пистолет, чтобы сорвать состязание, в нужный момент стреляет из него. Кстати, этот момент - самый неудачный в пьесе и спектакле. Как ни странно, но до него все поведение кроликов, их разговоры между собой, их отношения, вызывая определенные ассоциации с поведением людей в тех же ситуациях, не вызывали протеста. Зритель видел притчу. Но кролик, стреляющий из пистолета, это уже совсем другой жанр.

Джек и Пушок обретают свободу, вместе с ними покидает "Пристань" и Микки. Остальные кролики остаются, предпочитая неволю и капусту (забавно, что на "человеческом" языке слово "капуста" имеет еще один смысл, весьма подходящий в данном случае).

Поставил эту кролико-человеческую историю молодой киевский режиссер Юрий Чайка. Вместе со сценографом Марией Погребняк он нашел интересную форму спектакля. Комбинация из двух двухстворчатых ширм позволяет мгновенно трансформировать сценическое пространство. То это клетки, то ловушки, то открытая лужайка, на которой Джек учит Пушка кроличьим уловкам.

То, что в спектакле кролики тоже "люди", как говорил Дерсу Узала, подчеркивается тем, что их представляют актеры, держащие в руках кроликов-кукол и говорящие своими "некукольными" голосами.

В спектакле, на котором присутствовала автор статьи, роль Dжека исполнил Иван Цуркан, обаятельный, пластичный актер. Последнее особенно ярко проявляется в вышеупомянутой сцене "урока" и в эпизоде соревнования в беге Джека и борзой Фанго. В интересном решении этих сцен немалая заслуга балетмейстера Елены Кочергиной.

В остальных ролях были заняты: Слаймэн - Валерий Стрелец, Микки Ду - Анатолий Лукьянченко, Ясноглазка - Марина Замчевская, Громила - Дмитрий Павлов, Пушок - Татьяна Щербатая, Вислоухая - Александра Смирнова, Фанго - Владимир Аркаев.

Хочется сказать, что, имея такой актерский ансамбль, Одесский кукольный театр может позволить себе ставить и совсем взрослые кукольные спектакли. Как, например, в свое время ставил Большой театр кукол Санкт-Петербурга. В нем шли такие пьесы, как "Сотворение мира" Тита Плавта, комедия-детектив "Фаршированная рыба" и др.

Правда, остается маленькое "но".

Сегодня, чтобы показать "Тринадцатую звезду", зрителей собирают в верхнем фойе (т. н. Греческом зале) Украинского театра.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.