Номер 10 (1107), 16.03.2012

ПРОЗРЕНИЕ

В Одесском национальном академическом театре оперы и балета 26 февраля состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского "Иоланта".

Я утверждаю, что именно премьера, хотя спектакль в тех же декорациях, практически в той же режиссуре и с теми же костюмами идет в театре с незапамятных времен. Но недаром великий Товстоногов на вопрос, почему он все спектакли готовит лишь в одном составе, отвечал: "Каждый новый артист - это совершенно другой спектакль, а я не могу одновременно создавать два разных спектакля".

Поэтому введение в спектакль на главные партии семи молодых исполнителей позволяют говорить о премьере.

И действительно, несмотря на банальность режиссуры и сценографии, несмотря на убожество и режущую глаз обветшалость костюмов, молодые певцы порадовали слушателей. И в первую очередь лауреат международных конкурсов Ольга Сподарева-Перье - исполнительница партии Иоланты. Ее благородного тембра сопрано в сочетании с искренностью исполнения сделало образ слепой дочери короля Прованса Рене не только трогательным, но и живым. Очень хорош в партии короля Рене Виктор Шевченко. Его центральная ария (Чайковский позаботился о том, чтобы у каждого из персонажей этой небольшой лирической оперы была, по крайней мере, одна большая ария) вызвала одобрительные аплодисменты публики. Такую же реакцию публики заслужил и Вадим Черниговский, исполнитель партии мавританского врача Эбн-Хакиа, прибывшего в Прованс, чтобы исцелить Иоланту. Хотя, с моей точки зрения, этому певцу надо поработать над своей дикцией. Если бы я не знала, что в своей арии Эбн-Хакиа объясняет королю Рене, что исцеление Иоланты зависит от того, насколько сильно она пожелает обрести зрение, то для меня осталось бы загадкой, в чем суть проблемы.

Для тех, кто не знаком с сюжетом оперы: от Иоланты скрывают, что человек наделен даром зрения. Открывшему ей эту тайну грозит смертная казнь. А тайну ей открывает бургундский рыцарь граф Водемон, который, заблудившись, случайно забрел в сад Иоланты. Увидев прекрасную девушку и еще не зная, что она слепа, Водемон влюбился в нее. Грозящая Водемону смертная казнь заставляет Иоланту страстно возжелать исцеления - ведь только ее прозрение может спасти рыцаря. И прозрение наступает. Вначале все кажется девушке непонятным и страшным, но страх уходит, и остается радость новой жизни.

Не знаю, кому как, а мне сюжет "Иоланты" кажется символичным для положения, сложившегося в Одесском оперном театре.

На брифинге, прошедшем за несколько дней до спектакля, инициатор молодежной постановки "Иоланты" народный артист Республики Молдова, главный дирижер театра Александр Самоилэ заявил, что поставил перед собой цель омолодить труппу театра, как он уже омолодил чуть ли не на пятьдесят процентов оркестр. Вот и на партию Водемона он утвердил бывшего хориста Дмитрия Михеева, после того, как по просьбе последнего прослушал его. Что ж, у молодого певца есть перспективы. У него красивый лирический тенор. Крепкие уверенные верха, хотя в среднем регистре голос звучит слабо, его плохо слышно за оркестром. Впрочем, это проблема и самого начинающего солиста, и оркестра. Извечная проблема темпераментного дирижера, забывающего временами о вокалистах.

Так вот, вернусь к символичности сюжета для нашей одесской оперы. Александр Самоилэ на брифинге вспоминал о том, что его пригласили в театр в разгар скандала 2009 года. Напомню, этот скандал разразился тогда, когда назначенный в то время директором театра Сергей Проскурня взял курс на омоложение состава спектаклей. Хорошо помню выкрики некоторых журналистов на пресс-конференции Проскурни, когда он делился своими планами: "А мы хотим слушать Дуду и Ширину!!!" (цитирую дословно). Чем кончился скандал, одесситы хорошо помнят. На пике успеха, когда был поставлен интереснейший, современный молодежный спектакль "Кармен", Проскурня был отстранен от должности и безобразно (физически) выдворен из театра. Сегодня блестящая исполнительница партии Кармен в той злополучной постановке - Екатерина Цымбалюк снова выходит на сцену. Самоилэ пригласил талантливую вокалистку и актрису на крошечную роль подружки Иоланты - Лауры. И еще один певец, участник той же "Кармен" - Иван Фляк. Он спел в "Иоланте" партию бургундского герцога Роберта. Партия небольшая, но в ней одна из самых выигрышных арий - "Кто может сравниться с Матильдой моей". Ария эта знакома многим, как часто исполняемая баритонами в концертах. Спел, вызвав бурю аплодисментов. И еще одно новое, по крайней мере, для меня, имя - Игорь Царьков, которому досталась роль привратника дворца Иоланты Бертрана.

Но молодежный состав "Иоланты" заставил меня вспомнить еще об одном скандале. Уже не безобразно местечковом (хотя и с привлечением власть предержащих из Киева), а международном. Речь идет о скандале, когда в 2010 году приглашенных из Германии постановщиков спектакля первой "Турандот" (первой, потому что была еще вторая, но это отдельная тема) перед генеральной репетицией запретили пускать в театр. А все из-за чего? Режиссер-постановщик спектакля Кристиан фон Гётс настаивал, чтобы на премьере партию Турандот исполняла певица, с которой он готовил роль, - Ольга Сподарева-Перье. Но нашлись "радетели", "заботящиеся" о том, чтобы молодая певица, которую в это время уже считали восходящей звездой европейской оперы, не потеряла голос на премьере (о том же в свое время раздавались голоса по поводу того, что молодой певице, еще студентке, Кате Цымбалюк доверили партию Кармен). Петь на втором, третьем спектакле - пожалуйста, но не на премьере, где будет петь приглашенная из Киева певица. И Ольга Сподарева тогда уехала петь за рубеж.

Но, может быть, в таких опасениях была некая правда? Ведь партия Иоланты и партия Турандот - это несопоставимые по трудности партии. И вообще, петь в операх Чайковского и Верди это не то, что петь в пуччиниевском репертуаре. Недаром, говорят: "пуччиниевская певица". Но где-то за год-полтора до "Турандот" в Одессе состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини "Тоска", где Ольга Сподарева с большим успехом спела партию Флории Тоски - не самую легкую партию в наследии Пуччини, к тому же в отличие от партии Турандот требующую огромного эмоционального накала.

Не стану утверждать, что уважаемый маэстро Самоилэ лукавил, когда говорил, что пришел в театр в 2009 году, не зная, в чем суть "разборок" в Одесском оперном... Не буду утверждать, что он лукавил в истории с премьерой "Турандот", когда утверждал, что при исполнении партии Турандот можно не только потерять голос, но и здоровье вообще (на интервью на одном из одесских каналов он привел пример, как у одной из молодых певиц при исполнении партии Турандот "перевернулась" почка). Боюсь, что он просто не сумел противостоять, пошел на поводу у тогдашнего "серого кардинала" театра. Надеюсь, что его нынешняя позиция, позиция, направленная на поднятие уровня оперных спектаклей, идет от понимания нужд театра. И когда Александр Самоилэ говорит, что надо делать ставку на молодых, и что выходить на сцену немолодой певец имеет право, если его дарование равно дарованию Кабалье или Паваротти, он, даже при некотором преувеличении, говорит искренне. В конце концов он же художник.

А может быть, просто пришло прозрение, которое может наступить только тогда, когда есть непреодолимое желание, чтобы оно наступило. Правда, есть еще одно условие - такое желание должно быть коллективным. И административное руководство театра должно внести свою долю в этот процесс. Может быть, вначале и будет страшно, как стало страшно Иоланте, когда она впервые увидела окружающую действительность, но затем придет радость новой жизни.

Ох, как хочется в это верить!!!

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Михаила ТАРНОВСКОГО.