Номер 10 (806), 17.03.2006
С самого детства судьбу Жана Антуана Гудона озарила удача. Сын простого привратника в "Школе для избранных учеников", открытой при Королевской академии живописи и ваяния в 1749 году, Жан Антуан просто вырос в среде художников. С 15 лет (тогда он получил первую награду за свою скульптору) его заметили как одаренного ученика, и стабильное восхождение к высотам профессии началось.
Годы, проведенные после "Школы..." в Риме, копирование античных памятников и работа над собственной скульптурой в античном духе сформировали у мастера привязанность к древнеримскому портрету, к реалистическим мотивам которого он обращался на протяжении всего творчества. Среди наследия, оставленного Гудоном, больше всего портретов. Это и мифологические персонажи, и бюсты государей, и детские, и женские портреты.
Даже если бы природа не одарила его интуицией и способностью материального воплощения таких неуловимых понятий, как человеческий характер и душа, он и тогда оставался бы скульптором-виртуозом, в совершенстве овладевшим сложной техникой обработки мрамора или бронзы. Легкость, с которой он запечатлевал настроение и выявлял нюансы и противоречия душевного состояния модели, вот что особенно ценно в искусстве Гудона, что столь сильно привлекало к нему внимание современников и делало его модным скульптором-портретистом. Пик его признания пришелся на 1770-е годы. В это время он создает портреты Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбера. В это же время Гудон работает над серией скульптурных изображений Вольтера, ставших своеобразной эмблемой искусства XVIII века. Одна из этих работ бюст 84-летнего философа была установлена на сцене "Комеди Франсез" во время триумфа, устроенного Вольтеру общественностью: бюст был увенчан лавровым венком. Гудон передал состояние "рассеянной задумчивости", саркастическая усмешка старца смягчена какой-то печальной тихостью (вскоре после сеансов позирования Вольтер умер). Не торжество, а переживание прошлого, не величие, а смиренное размышление... Характеристика других портретов Вольтера, выполненных Гудоном, более остра, и пронзительный взор писателя как бы проникает в зрителя. Язвительный острослов, чье перо и слово не щадили ни церковь, ни троны, ни человеческие пороки, блестящий сказочник, романист, историк, драматург все это Вольтер, Кажется, мысль его охватила всю бренность и тщетность человеческих страданий и усилий, но что можно назвать более оптимистической повестью, как не вольтеровского "Кандида"? В портрете Гудон снял напряжение раздумий и горечь жизненных разочарований, но оставил открытой и постигаемой духовную энергию и ум этого загадочного, многогранного деятеля культуры Просвещения.
Гудон продолжает работать. Его ждет впереди поездка на американский континент, где он создал памятник Джорджу Вашингтону. Творчество его развивается далее и во времена правления Наполеона. Но все же, когда перечисляют созданные им скульптуры, первыми вспоминают портреты Вольтера и в их числе rnr, что поныне находится в Париже, в театре "Комеди Франсез".
Ф. К.