Номер 09 (1353), 17.03.2017

"ДЕЛО 2 МАЯ": СУД ИДЕТ?

"Группа 2 мая", ведущая независимое журналистское расследования трагических событий у Дома профсоюзов, распространила очередное заявление.


В нем отмечено, что 26 августа 2016 г. в канцелярии Европейского суда по правам человека зарегистрировано заявление гражданки Украины Людмилы Балабан, матери погибшего в Доме профсоюзов Алексея Балабана. Она является потерпевшей по уголовному делу о массовых беспорядках в Одессе 2 мая 2014 года.

С момента открытия уголовного производства (для краткости назовем его "Дело 2 мая") прошло почти три года, и расследование не закончено. Как сообщают СМИ, заявительница требует, чтобы Европейский суд по правам человека признал нарушение Украиной статьи 6 Европейской конвенции по правам человека: умышленное бездействие правоохранительных органов, затягивание расследования, ограничение доступа потерпевших к материалам дела, ограничение доступа к правосудию. ЕСПЧ принял иск и будет рассматривать его в порядке очередности.

Возможно, это не единственное заявление от родственников жертв 2 мая в ЕСПЧ, и можно с уверенностью прогнозировать увеличение их количества. Признание виновности нашего государства в нарушении важных прав и свобод украинских граждан, чьи родные погибли 2 мая 2014 г. во время массовых беспорядков, является вполне ожидаемым. Государство не защитило своих граждан во время беспорядков в центре Одессы, не приняло мер для их спасения во время пожара в Доме профсоюзов, государство не проводит должного досудебного расследования преступлений, совершенных в этот трагический день, государство не обеспечивает законность во время судебных заседаний. Все это не раз было отмечено в докладах авторитетных международных организаций, которые детально анализировали события 2 мая и пристально следят за ходом досудебного расследования и судебных процессов: Верховного комиссара ООН по правам человека, ОБСЕ, Международной консультативной группы Совета Европы.

Члены "Группы 2 мая" ведут мониторинг хода досудебного следствия и судебных процессов и вынуждены констатировать целый ряд негативных тенденций, которые требуют немедленного реагирования.

1. Так, если в период с марта по октябрь 2016 года членам Группы поступала информация о многочисленных допросах, которые были проведены в рамках Дела, в том числе депутатов Верховной Рады, местных советов, бывших и действующих чиновников, сотрудников правоохранительных органов, активистов общественных организаций и очевидцев, то за последние четыре месяца, по данным членов Группы, не было проведено ни одного допроса. Также нет информации о проведении за тот же период следственных действий по данному Делу.

Долгое время члены Группы пытались получить официальную публичную информацию о ходе расследования. Лишь после третьего информационного запроса нам удалось выяснить фамилию руководителя группы следователей, который ведет уголовное производство. Вся остальная информация о ходе расследования объявлена закрытой.

Генеральный прокурор Украины неоднократно заявлял, что расследование должно проводиться прозрачно, что украинские граждане и международные организации должны регулярно получать максимум информации о ходе следствия. Более того, в сентябре прошлого года на встрече с руководством Миссии ООН по правам человека в Украине Юрий Луценко заявил о готовности привлечь к повторной экспертизе в рамках расследования уголовного дела представителей из любых стран мира и передать им всю необходимую информацию, включая первичную.

В течение двух лет был принят целый ряд решений административных судов по поводу доступа к информации, которая находится в материалах уголовного производства. Судьи трех инстанций пришли к единодушному мнению, что Дело является общественно важным, и поэтому право общества на получение информации в данном случае превалирует над соображениями тайны следствия. Также судьи опирались на практику ЕСПЧ, в соответствии с которой участники уголовных производств по резонансным делам не должны владеть монополией на правду. В такой ситуации еще более странной выглядит позиция подчиненных Генерального прокурора. Заместитель генпрокурора Анжела Стрижевская обратилась в Верховный суд Украины с требованием отменить ранее решения - с прежней мотивацией.

Обвинительный акт, представленный на рассмотрение Малиновского суда г. Одессы, стал лакмусовой бумажкой, которая обнажила некомпетентность и халатность сотрудников Главного следственного управления МВД Украины, проводивших досудебное следствие с 05.05.2014 г. по 15.01.2016 г., и сотрудников Генеральной прокуратуры Украины, осуществлявших процессуальный надзор за досудебным следствием. В такой ситуации судьи вынуждены принимать законные, но крайне непопулярные процессуальные решения. Это провоцирует недовольство и даже беспорядки, периодически возникающие в зале суда. При попустительстве правоохранительных органов и прокуратуры активисты праворадикальных групп блокируют зал заседаний и оказывают давление на суд. К проявлениям такого давления следует отнести и действия прокуратуры, открывшей уголовное производство в отношении членов судейской коллегии.

Из 100 судебных заседаний, которые прошли в Малиновском суде в течение двух лет, только 20 были посвящены изучению доказательств. Остальные были либо сорваны, либо перенесены из-за неявки сторон. Начиная со 2 декабря 2016 года рассмотрение дела остановлено и будет начато сначала. Прогнозировать какие-либо сроки продолжения слушаний и тем более вынесения приговоров пока не представляется возможным. Это нарушает один из основных принципов справедливого суда - рассмотрение уголовного дела в разумные сроки, что ожидаемо завершится исками в ЕСПЧ против Украины.

Кроме того, процесс в Малиновском суде остается точкой противостояния и тлеющего политического конфликта в Одессе. События в Малиновском суде 10 февраля, когда активисты "Правого сектора", "Азова", "Автомайдана" и других организаций подрались с полицейскими, когда работники суда и посетители оказались в опасной для жизни и здоровья ситуации, когда тем не менее опять никого не наказали за противоправное поведение, показали, что ситуация окончательно зашла в тупик. Это не может продолжаться бесконечно.

В такой ситуации "Группа 2 мая" настоятельно требует принять неотложные меры по стабилизации ситуации и разрешению правового тупика в Малиновском суде. В частности, члены Группы предлагают следующие действия.

Руководству ГУНП в Одесской области - соблюсти требования Закона Украины "О Национальной полиции" и обеспечить элементарный общественный порядок во время судебных заседаний по уголовным делам, связанным с событиями 2 мая, в Приморском, Киевском и особенно Малиновском судах.

Партийным, общественным организациям и государственным органам - прекратить оказывать давление на суд и дать возможность судьям в кратчайшие сроки вынести законный приговор.

Генеральной прокуратуре Украины - восстановить принцип преемственности, согласно которому обвинение в суде должны поддерживать те же прокуроры, которые осуществляли надзор.

Представителям государственного обвинения и другим сторонам процесса - немедленно инициировать выделение материалов в отношении каждого обвиняемого в отдельное производство. Это позволит значительно ускорить судебное рассмотрение, минимизировать политическое влияние и давление на суд и в итоге повысить объективность и беспристрастность вынесенных решений.

Участникам процесса в Малиновском суде - не злоупотреблять процессуальными нормами с целью затягивания процесса. Судьи должны использовать все предусмотренные законом меры для поддержания порядка в ходе судебных заседаний, вплоть до заключения под стражу лиц, не являющихся и срывающих заседания.

Руководству территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Одесской области - усилить пропускной режим и охрану Малиновского и Киевского районных судов, а также Апелляционного суда Одесской области в дни слушаний.

Приближается трехлетняя годовщина одесских событий. Несомненно, к этой дате будет приковано внимание крупнейших мировых СМИ, международных организаций, политиков и общественных организаций многих стран мира. Ход расследования станет темой номер один, по которой будут делать выводы и об истинной результативности реформ правоохранительных органов и о дееспособности Украинского государства в целом.