Номер 8 (1154), 1.03.2013

ТОЛЬКО БЕЗ ПОИСКОВ ТИЦИАНА, ПОЖАЛУЙСТА

В эфире областного телевидения председатель областного совета Николай Пундик сообщил, что контракт с директором музея западного и восточного искусства (это то самое учреждение, где в последнее время то Караваджо потеряют, то Тициана найдут) Владимиром Островским не будет продлен из-за низких показателей работы. Кто станет преемником Владимира Ивановича на данном посту, пока неясно. Но завидовать ему уж точно не приходится.

"Есть абсолютно объективная шкала оценивания работы того или иного музея региона, которая включает уровень его посещаемости, количество организованных выставок и так далее. По этим показателям данный музей многие годы занимал последние места", - произнес областной руководитель.

Ни в коем случае не оспаривая это утверждение, напомню, что именно в Одесском музее западного и восточного искусства (ОМЗВИ) падение посещаемости во многом объясняется затяжной реставрацией. Пока фасад стоял в лесах, привлекательность музея для туристов была, прямо скажем, сомнительной: никто не желает тратить деньги, чтобы оказаться где-то на руинах, если, конечно, в наш город не приедет какой- нибудь археолог на пенсии. Но и отремонтированный фасад проблемы не решил - целое музейное крыло еще не приобрело надлежащего вида и состояния. Как с этим быть? И только ли директора вина в плохой посещаемости?

Современный директор музея, особенно в Одессе (здания-то старые, практически ветхие), должен быть еще и хорошим прорабом. Иначе реставрационные процессы будут нескончаемы, как в том же музее западного и восточного искусства. Один пример: дали внезапно течь отреставрированные пять лет назад потолочные световые фонари в двух залах. Напомним, что капитальный ремонт кровли музея был осуществлён после введения в фундамент свайного крепления. Выяснилось: слой кроющего поликарбоната напоминает решето, и это при гарантийном сроке от 10 до 15 лет! Может ли директор, научный работник, предвидеть, что материал окажется на деле водорастворимым? Вряд ли. И в каждом музее периодически происходят схожие ситуации: залатали кровлю, а она опять течёт, начальство, естественно, недовольно: только деньги выделяли, и снова нет результата?

К слову, еще более плачевная ситуация сложилась с другим памятником архитектуры, находящимся уже в городской собственности: детский сад № 50, что в доме № 15 по улице Гоголя (тут в начале ХХ века располагалось Благородное собрание), уже шесть лет стоит на ремонте. И, похоже, простоит еще, как минимум, столько же. Местами залатанная кровля (ну на своем особняке ее наверняка перекрыли бы в первую очередь первосортными материалами, а тут же другая песня - "все вокруг колхозное") на днях протекла уже в третий раз, до подвала. Стены ободраны до камня, кругом растоптанная известь, а заведующая накупила качелей и беседок. Ну должен же быть во главе реставрации грамотный строитель (как это было в Театре оперы и балета), иначе доведем мы до ручки наши дворцовые помещения!

Хорошая новость: на днях музей современного искусства Одессы передал ОМЗВИ свыше 30 тысяч гривен на первоочередные реставрационные работы. Средства были получены в ходе аукциона - местные художники принесли свои работы на льготных условиях, видные чиновники и бизнесмены с удовольствием их приобрели. Ведь для каждого художника музей на Пушкинской - место знаковое. Туда бегали еще детьми, студентами замирали перед тем же Караваджо (хоть он и мнимым оказался, картина сама по себе хорошая, впечатляет даже в копии), так что хочется помочь. Деньгами будет распоряжаться исполняющая обязанности директора Людмила Сауленко, искусствовед по специальности. Хочется надеяться, что строительная бригада подскажет, как истратить эти средства максимально эффективно.

Поскольку в музее идут ремонтные работы, львиная доля постоянной экспозиции спрятана в хранилище, так чем же привлекать посетителей? Выставками? Здесь все тоже не так просто. Николай Пундик также упрекнул в телеэфире музей за то, что маловато было выставок известных одесских художников. Тому немало причин. Одна из них та, что в бесконечно реставрируемом помещении не особенно престижно проводить свою "персоналку". Наконец, количество галерейных выставочных площадок как раз в последние годы возросло, эти площадки мобильны, демократичны, привлекательны для авторов и для публики. А при демократичных ценах на билеты и скудном финансировании приличный музейный проект не вытянешь.

В итоге наряду с достойными экспозициями мы наблюдали в музее выставки ужасных, непрофессиональных, китчевых живописцев вроде некой Аграфены, рисующей каких-то кокоток в корсетах на фоне Эйфелевой башни. При этом в соседнем зале, где некогда висел любимец поколений одесситов, незабвенный наш мнимый Караваджо, резвятся эзотерики со своими барабанчиками и медитативными картинками, рядом одессит-путешественник представляет любительские фото из очередной поездки на очередные острова (и во всех случаях на вернисажах разливаются соловьями музейные работники, нахваливая жалкие экспонаты), а на первом этаже вообще выставка фиалок.

Многое можно стерпеть, но только не запах мокрой земли в музее (если, конечно, это не специальный проект ленд-арта в музее современного искусства). Какие фиалки?! Какие кактусы?! При всем понимании сложного положения руководителя, стремящегося хоть чем-то привлечь посетителей, согласиться с этим не могу. Так и до выставки кошек недалеко со всеми сопутствующими издержками в виде звуков и запахов...

А что будет, если музейщики подхватят инициативу арт- центров, один из которых недавно объявил вечеринку со стриптизом и мастер-классом по оральному сексу, а затем поспешно открестился от нее, узнав, видимо, что таким мероприятиям место в ночных клубах? Этого начальство уж точно не поймет, хотя посещаемость могла бы оказаться рекордной... Но музей - не стадион, искусство - не футбол, тут критерий массовости не работает.

Нетрудно предвидеть (хотя и очень хочется ошибиться), что и при новом директоре реставрация будет продолжаться теми же темпами, выставки придется проводить по тому же принципу: кто готов заплатить за аренду музейного зала, тот в него и попадет, а вопрос уровня окажется не на первом плане. "Сенсационные" поиски в музейных фондах подлинников Тициана (Рембрандта, Веласкеса, Рубенса, Леонардо да Винчи - ненужное зачеркнуть) - уже пройденный этап, они никого не убеждают и ничего не решают. Нет у нас ничего такого, да и взяться неоткуда, разве что какой- нибудь сумасшедший коллекционер подарит. Но пока дарят только какого-нибудь всемирно неизвестного живописца вроде Бориса Заборова, эмигранта из СССР, наловчившегося во Франции воплощать в масле старинные фотографии. Смешное впечатление производили уважаемые искусствоведы с уже бывшим директором во главе, когда на голубом глазу уверяли общественность и прессу, будто копия известной картины Тинторетто является подлинником Тициана. И какое доверие могут вызвать специалисты, расхваливающие какую-то кичуху и озвучивающие дикую ересь, лишь бы гонорар от устроителя выставки отработать да выехать лишний раз за рубеж на средства попечительского совета под предлогом "установления подлинности найденного шедевра"? Другие акции нужны для привлечения интереса. Какие же?

Само собой, должен продолжать свою работу видеолекторий, имеющий давние традиции, но при условии сохранения демократичной платы за вход. Ведь кто, если не говорить о туристах, являются главными посетителями лекций в частности и музеев в целом? Школьники да пенсионеры. У них денег не густо. Нужны вечерние акции вроде всемирной "Ночи музеев", кстати, зря на нее в ОМЗВИ билеты продавали, это идет вразрез с концепцией данного мероприятия. Зарабатывать на "Ночи музеев" не принято, она призвана привлечь внимание посетителей, вызвать желание посетить музей в обычный день. И многое может придумать и предложить профессиональный, опытный музейщик с чистыми помыслами и светлой головой. А показатели... Улучшатся и показатели. Но будет нелегко. Или, что вероятнее, музей останется в прежней ситуации. Не случайно до сих пор нет предположения, кому суждено стать преемником Владимира Островского. Все толковые директора "разобраны" другими музеями. Кто же получит назначение? Пришлый, приезжий специалист, которого прочат на эту должность, покуда не раскрывая карт? Будем, как говориться, посмотреть...

Мария ГУДЫМА.