Номер 06 (1495), 20.02.2020

"КУМИР" ОДЕССКОГО "РАЗЛИВА"

28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения артиста Бориса ИВАНОВА.


Характерную внешность этого актера зрители старшего и среднего поколения наверняка помнят по более чем 80 киноролям. Театралам он был известен как один из ведущих мастеров прославленного московского Театра имени Моссовета, где создал более ста образов. В его исполнении впервые прозвучала знаменитая песня Булата Окуджавы и Валентина Левашова "Бери шинель, пошли домой". Но редко когда упоминалось, что народный артист РСФСР Борис Владимирович Иванов — урожденный одессит.

Он появился на свет 28 февраля 1920 года, когда еще месяца не прошло после того, как город окончательно перешел под большевистскую власть. В 13 лет Борис "заболел" театром. Увлечению сильно помогла соседка, снабжавшая семью Ивановых контрамарками на спектакли оперного театра. Родители Бориса — слесарь и домохозяйка — особой тяги к искусству не испытывали, но мальчик был от природы музыкален и с удовольствием после спектаклей насвистывал любимые арии. Чтобы быть поближе к любимому искусству, в 14 устроился в театр статистом. Так что дорогу после школы выбрать было легко. И в 1937-м Борис Иванов стал студентом актерского факультета Одесского театрального училища, которое в те годы считалось одним из лучших в Украине. Его первым наставником стал Михаил Еремеевич Тилькер, воспитавший не один десяток видных мастеров сцены и экрана.

Дипломный спектакль студенты играли 22 июня 1941 года. Зрителей было мало; все уже знали о начале войны, и искусство отходило на дальний план. При училище был организован истребительный батальон, задачей которого была поимка диверсантов, высвечивающих самолетам цели для бомбардировки.

Как и многие его сокурсники, Борис Иванов подал заявление об отправке на фронт, и 7 июля 1941 года его призвали в армию. Сначала он прошел подготовку в Военной академии тыла и транспорта имени Молотова в Харькове, после чего в звании лейтенанта отправлен на Северо-Западный фронт. Затем его направили на переподготовку в Рыбинск, после которой уже строевым командиром он служил в одном из батальонов 10-й гвардейской армии. 8 апреля 1942 года в бою Борис Иванов получил ранения головы, спины, обеих ног и руки. Его нашли на поле боя среди мертвых. Будущий актер пережил клиническую смерть и чудом остался жив. С тех пор Борис Владимирович всегда считал, что у него два дня рождения. Почти полгода он провел в госпиталях. Ему грозила ампутация руки, но врачи спасли. После лечения поехал в Рыбинск, однако по дороге у него украли все документы и деньги. Так что пришлось молодому артисту остаться работать в Рыбинском драматическом театре. В 1944 году, получив первый профессиональный опыт, Иванов отправился в Москву. Ему удалось удачно показаться знаменитому режиссеру Юрию Завадскому, и с тех пор более полувека он играл на сцене Театра имени Моссовета.

Из многочисленных спектаклей, в которых принимал участие наш земляк, несколько вошедших в историю советского театра: "Маскарад" и "Петербургские сновидения" в постановке Ю. Завадского, "Дальше — тишина" Анатолия Эфроса, "Царская охота" Романа Виктюка, "Иисус Христос — суперзвезда" Павла Хомского и другие.

В кино Борис Иванов начал сниматься в 1961 году.

Ему часто поручали роли отрицательных персонажей — заговорщиков, интриганов, воров. убийц.

"Если подсчитать, скольких людей я предал, отравил, застрелил, повесил или столкнул в пропасть — это же просто ужас!" — иронизировал актер.

Он не гнушался дубляжа. Самая известная его работа — озвучание роли Дафны, который создал Джек Леммон в фильме "В джазе только девушки".

Обладая незаурядным чувством юмора, Борис Иванов был непременным участником театральных капустников, в труппе театра его очень любили. Даже Фаина Раневская признавалась: "Я его побаиваюсь. Он может меня пересмешить и переплюнуть в этом деле". О таких эпизодах вспоминал Геннадий Бортников: "Борис долго сидел, слушал ее, а потом выдавал какую-то реплику, так что Раневская кричала: "Уберите его, а то я умру от смеха!"

В работе тем не менее Борис Иванов был необычайно требовательным.

"Он был работягой в самом прямом смысле слова, — вспоминал режиссер Борис Щедрин, — Не отказывался практически ни от чего и все считал главным. Особенно театр. Он обожал свое дело, как никто. Приходил на репетиции, жадный до всего нового. Всем мгновенно передавалось его настроение, и возникала по-настоящему творческая атмосфера. И наблюдать, и работать с ним была одна сплошная радость".

Любовь к классической музыке Борис Иванов пронес из одесского детства до самой старости. Предпочитал слушать произведения Верди, Моцарта, Гайдна, Штрауса, Шуберта. А еще он любил водить автомобиль и возиться с механизмами. Со своей супругой, актрисой того же театра Моссовета Натальей Богдановой, Иванов объездил всю Европу и ряд других стран. Осенью 2002 года артист сыграл свою последнюю премьеру — спектакль "Комики". Режиссер Борис Щедрин рассказывал, что Борис Владимирович чувствует себя неважно. На спектакль его привозили на машине и провожали до лифта.

— Но через несколько минут после начала репетиции все менялось. Это было маленькое чудо. Борис Владимирович становился сразу каким-то иным, очень восприимчивым и внятным. Меня встречали актеры и говорили: "Зачем мучаешь старика, представляешь, ведь если что-то случится, ты же себе этого не простишь!" А он продолжал упорно работать. Именно он научил меня думать о том, что театр лечит. К премьере Иванов просто ожил: глаза молодые, горят. Никому даже в голову не приходило, что здоровье у него неважное. Он был счастлив".

Но сердце все же не выдержало. 2 декабря 2002 года Борис Иванов скончался, прожив долгую и очень счастливую творческую жизнь.

Незадолго до ухода из жизни, в дополнение к двум орденам Отечественной войны, ордену "За заслуги перед Отечеством", Борис Иванов за свои театральные работы получил премию российских деловых кругов, которая имеет выразительное название — "Кумир".

Подготовил Александр ГАЛЯС.