Номер 6 (1103), 17.02.2012

ТАК ЧТО МИНЗДРАВ НАМ УГОТОВИЛ?

(Окончание беседы
с первым заместителем начальника
Управления здравоохранения г. Одессы
Вячеславом Алексеевичем Полясным.
Начало в № 5.)


Е. К. - В проекте реформы говорилось о том, что некоторые бригады "скорой помощи" будут укомплектованы не врачом, а фельдшером.

В. П. - У нас сейчас будет формироваться единая государственная система оказания первичной экстренной и неотложной медицинской помощи. Единая служба, которой будут подчиняться все машины "скорой помощи" и реанимобили области. Предполагается также качественно изменить работу диспетчерской службы. Мы хотим, чтобы диспетчерская "скорой помощи" не только принимала заявки на вызов, но и оказывала консультативную, психологическую и информационную поддержку населению, представляла собой универсальный медицинский cool-centr.

Е. К. - И сейчас больной прежде, чем вызвать карету, может проконсультироваться с дежурным врачом. Мне несколько раз приходилось так делать.

В. П. - Да. Так что, если у вас симптомы простуды, то незачем присылать нафаршированный аппаратурой реанимобиль. Приедет "неотложка" - помните, когда-то при поликлиниках были "неотложки" - прослушают ваши легкие и окажут помощь. Неврачебные бригады широко функционируют на Западе. В Европе распространена французская система "Рандеву". Она экономически выгодна и оправдана. Есть хорошо обученные парамедицинские бригады. Они работают наравне с врачебными. Например, в Праге на 1 млн 300 тысяч жителей 30 бригад "скорой помощи". И такое число бригад обеспечивает помощь огромному городу. У нас на миллионный город 60 бригад. В Праге машина приезжает максимально за 8 минут. Из 30 бригад только семь врачебных, а остальные 23 - фельдшерские. В них фельдшеры, прошедшие дополнительное специальное обучение, имеющие навыки по оказанию неотложной помощи. Это оправдано. Если такая бригада не справляется, она вызывает врача. Сейчас с Праги берут пример и другие государства. Мы пока к этому не готовы. В городе не распространены фельдшерские бригады, но, если вы выедете за пределы города, например в Коминтерновский район, там они уже работают.

Е. К. - Не кажется ли вам, что оговоренная в проекте реформы норма 10 минут на приезд "скорой помощи" в городе и 20 мин. в сельской местности - это утопия, если учесть наши пробки и бездорожье в сельской местности?

В. П. - Специализированная больница должна находиться в радиусе 100 км, не более. Оговоренное время доезда - 20 минут в сельской местности и 10 минут в городе - это тот ориентир, к которому мы стремимся. Надо понимать, что это не время езды от больного к больнице в сопровождении медицинского работника, а время приезда "скорой помощи" к больному. В сопровождении медика при соответственном медикаментозном и аппаратном обеспечении больного можно транспортировать на значительные расстояния и длительное время. Конечно, сказать, что этот ориентир будет достигнут сразу же после принятия закона, было бы, по крайней мере, наивно. Вот почему при формировании карты госпитальных округов нужно учитывать не только чисто медицинские показания, но и возможность доехать не только "скорой помощи" к больному, но и возможность больного добраться до места, где ему окажут специализированную медпомощь. Дорожную проблему нужно будет решать совместно с государственными органами и местными властями.

Е. К. - Что такое госпитальный округ, и как, по каким критериям он будет формироваться? По численности населения, по площади? Например, на сколько госпитальных округов предполагается разделить Одессу? Одинаковы ли критерии для городов и сельской местности?

В. П. - Госпитальный округ должен охватывать где-то 120- 150 тысяч населения, а в крупных регионах - до 200 тысяч населения. И в нем должны быть все необходимые виды лечебных учреждений, которые бы удовлетворяли все потребности во вторичной медицинской помощи. Часто спрашивают: границы госпитального округа будут совпадать с границами административных районов? Совсем не обязательно. Территории районов и городов к госпитальному округу прямого отношения не имеют. Финансироваться госпитальные округа будут из областного бюджета. Так будет проще, чтобы избежать недоразумений, связанных с тем, что территориальные границы госпитальных округов не будут совпадать с территориями районов. Поэтому если в будущем произойдет административно-территориальная реформа, то госпитальные округа легко в нее впишутся, и особых противоречий не возникнет.

Е. К. - Значит ли это, что специализированные медицинские учреждения будут дублироваться в каждом округе?

В. П. - Это не совсем так. Для примера рассмотрим кардиологическую службу Одессы. Системный взгляд на аккумуляцию ресурсов показал несоответствие финансовых вложений количеству и качеству кардиологической помощи в Одессе. Из трех специализированных стационаров ни один не соответствует критериям кардиореанимации. Только в одном из трех стационаров есть бюджетный ангиограф, который недавно был отремонтирован. А значит, нет возможности оказывать на современном уровне необходимую помощь жителям города при такой социально значимой патологии, как острый коронарный синдром (острый инфаркт миокарда). В то время как, по данным на 5 октября 2011 года, в среднем, количество зарегистрированных инфарктов по Одесской области составляет 2,5 тысячи в год, а количество летальных исходов составляет около трети из этого числа.

Однако бюджетные средства на эти учреждения выделяются и расходуются. Не разумнее ли будет оставить в городе один специализированный кардиореанимационный стационар, оснастив его необходимой техникой, два других - перепрофилировав в больницы для лечения хронических кардиологических заболеваний, не требующих огромного бюджета?

Е. К. - В 2009 году я брала интервью у тогдашнего начальника управления здравоохранения Елены Якименко, которая рассказала, какое количество современной аппаратуры закуплено было для Одессы. Я сама эту аппаратуру видела в 10-й больнице и в 5-м роддоме. Планируется ли в рамках реформы закупка современной аппаратуры для кардиоцентров?

В. П. - Мы пошли по другому пути. По пути социального партнерства. За 20 лет независимости Украины, при скудном финансировании, у нас вокруг и внутри коммунальных лечебных учреждений сформировался частный рынок медицинских услуг. Среди этих услуг есть такие, как ангиография, компьютерная томография, магниторезонансная томография... Некоторые частные медицинские компании вошли в сотрудничество с нашими больницами, на территории которых они располагаются, взяв на себя обязательства по бесплатному обследованию льготных категорий горожан. По взаимному согласию, горисполком и кардиологическая клиника "Святая Екатерина" договорились вместо арендной платы проводить бесплатное обследование и лечение больных с острым коронарным синдромом. Был разработан прозрачный механизм реализации этого сотрудничества, определены категории горожан, имеющих право на эту льготу. Благодаря этому социальному сотрудничеству в 2011 году неотложную кардиологическую и кардиохирургическую помощь получил 381 одессит на сумму 620 миллионов гривен. А это прежде всего инвалиды и ветераны. Теряя на арендной плате, мы выгадываем на том, что не должны приобретать сверхдорогостоющую аппаратуру, обучать и оплачивать специалистов. На эти деньги мы бы не смогли ни купить аппаратуру, ни организовать такую непростую службу. Создавать свои лаборатории и специализированные диагностические центры, закупать оборудование, обучать персонал - на это нужны миллионы. А еще нужно ремонтировать и обустраивать помещения, получать лицензии. И спланировать бюджет на проведение таких исследований. При том, что есть готовый рынок, где мы можем купить эти услуги, это было бы нерентабельно. Наш путь экономичнее. И дает возможность проводить большой объем лечебных мероприятий, без затрат. Такое решение дало значительный качественный скачок в работе. В Украине никто не провел столько коронарографий и стентирований, как мы в Одессе. Конечно, в Киеве есть институты Амосова, Стражеско, там сделали больше, но это махина, на которую работает все государство. Я думаю, активное сотрудничество частной и государственной медицины перспективно и на пользу пациентам.

Е. К. - В проекте реформы было сказано, что реформа будет связана с сокращением штата медперсонала. Даже промелькнула фраза о том, что придется врачам обращаться на биржу труда. В связи с этим возникает сразу несколько вопросов.

Первый: на бирже труда при дефиците вакансий обычно предлагают переквалификацию. Не выглядит ли это транжирством? Ведь обучение каждого врача государству обошлось в копеечку. Может быть, тогда сократить и набор в медицинские вузы?

Второй: значит ли это, что неуволенным врачам поднимут зарплату или одновременно сократится фонд заработной платы?

Третий: кого будут сокращать в первую очередь - опытных пенсионеров или будет введен настоящий, некоррумпированный конкурс?

И наконец, четвертый: не приведет ли сокращение врачей к росту частной практики? И какой вам видится ее роль?

В. П. - Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова неоднократно разъясняла, что ни одно существующее медучреждение не будет закрыто, возможно только его перепрофилирование с целью улучшения качества услуг. При трансформации медучреждений будет сохранен уровень основной заработной платы всех сотрудников, медперсонал сохранит свои рабочие места.

Отвечу на остальные вопросы.

Во-первых, обучение в медицинских университетах предполагает специализацию в интернатуре после получения диплома. Шесть лет все студенты учатся по единой программе. Врачи - терапевты и педиатры будут проходить переквалификацию и получать новую специализацию по профилю "семейная медицина". Соответственно, потраченные прежде на обучение бюджетные средства не пропадают, а наоборот, продолжают себя окупать.

Во-вторых, на сегодняшний день в Украине ощущается нехватка около 40 % медицинских работников. При такой статистике странно было бы сокращать набор в медицинские учебные заведения.

В-третьих, постепенный рост заработной платы медицинских сотрудников предусмотрен законодательно и не связан с кадровыми изменениями.

В-четвертых, в современных условиях каждый специалист волен выбирать, в какой системе ему работать: в государственной или частной. Важна лишь его профессиональная состоятельность и соблюдение законодательных норм. При правильно выстроенной системе контроля за качеством оказываемой населению медицинской помощи граждане Украины только выиграют, так как увеличится выбор специалистов, возрастет конкуренция между ними и, как следствие, у врачей появится мотивация к профессиональному росту.

Е. К. - При сокращении числа больниц не вернемся ли мы к койкам в коридоре и к сдвоенным кроватям?

В. П. - Повторяю. Речь идет только о сокращении и перепрофилировании пустующих и невостребованных больниц, находящихся в плачевном состоянии и не имеющих необходимого оборудования для оказания помощи. Это позволит высвободить бюджетные средства для развития медицинской отрасли.

Е. К. - Рассматриваются ли в реформе вопросы диспансеризации, которая когда-то была достижением советской медицины, а сейчас не проводится?

В. П. - Раньше человек был жестко привязан: жильем, пропиской, военкоматом, работой (безработицы ведь не было) к поликлинике по месту жительства или к предприятию - это формировало обязательную диспансеризацию (без справки о диспансеризации не возможно было получить другие медицинские документы). Сегодня диспансеризация - дело добровольное для всех, кроме определенного контингента, требующего регулярного медицинского обследования по профессиональным требованиям, например работников общепита. Они должны иметь санитарную книжку. Правда, работодатель не всегда ее требует. А проверять регулярно свое здоровье - это зависит от культуры человека. Обязательно проводится диспансеризация школьников и студентов.

Е. К. - Касается ли реформа вопроса прививок?

В. П. - Во многих странах вакцинация - это вопрос национальной безопасности. В США без определенных прививок не примут в учебное заведение, так как непривитой человек представляет опасность для окружающих. Во Франции за отказ от прививок возможно уголовное преследование. Наше состояние здоровья зависит от состояния здоровья окружающих. Мы живем в плотном окружении. У нас боязнь прививок связана с тем, что люди не понимают, что риск от прививок меньше, чем риск получить серьезную болезнь с возможными осложнениями. Конечно, человек не машина... Все бывает. Но лично я и мои дети прививаемся.

Е. К. - Обязательное медицинское страхование планируется?

В. П. - Введение обязательного социального медицинского страхования является одной из составляющих реформирования медицинской отрасли. Возможно, оно у нас будет уже в 2015-2016 году.

Е. К. - Ваше личное отношение к реформе?

В. П. - Для начала давайте поймем, что же это такое РЕФОРМА? РЕ-ФОРМА, преобразование формы, иными словами, изменение формы, но отнюдь не содержания. Да, так часто случается, что форма устаревает, ветшает настолько, что глядишь - вот-вот обрушится. На сегодняшний день, по данным социологических опросов, более 80 % украинского населения не устраивает качество предоставляемых медицинских услуг. Очевидно, что система медицинской помощи потребовала глобальных изменений, как качественных, так и количественных, настолько серьезных и объемных, что по масштабности их можно сравнить только с капитальным ремонтом старинного особняка. Недовольство общественности состоянием отечественной медицины диктует запрос органам государственного управления. Иными словами, реформа системы здравоохранения назрела и призвана решить проблемные вопросы, накопившиеся за двадцать лет, прошедшие с момента изменения общественного уклада.

Беседовала Елена КОЛТУНОВА.

Фото автора.