Номер 06 (596), 08.02.2002
В их гербе герб Одессы, меч защитников Родины, книга, зовущая к знаниям, дубовый и кленовый листки и белый крылатый конь покровитель юнкерских учебных заведений.
Одесский лицей с усиленной военно-физической подготовкой, или попросту говоря Одесский военный лицей насчитывает уже третий год своего существования. Он был создан в сентябре 1999 г. по указу Президента Украины из расчета 150 лицеистов на два курса обучения.
Уже через год стало ясно, что, во-первых, лицей сразу приобрел огромную популярность (конкурс 5-6 человек на место), во-вторых, а оно следует из "во-первых", что одна рота в 70-75 человек на I ступень обучения это мало, нужно увеличить набор; в-третьих, что набирать нужно не после 9-го, а после 8-го класса, то есть увеличить срок обучения ребят на год. Последнее имеет глубокий педагогический смысл по двум причинам: в первую очередь потому, что после 8-го класса наступает критический возраст, когда подросток нуждается в умной опеке воспитателей. Кроме того, еще один год пребывания в лицее поможет и больше укрепить здоровье юноши, и лучше сформировать в нем человека.
Даже при двухлетнем обучении разница между первогодками и лицеистами второго года обучения разительная. Это видно даже невооруженным глазом гостей, которыми явились журналисты, посетившие военный лицей. Это видно и по порядку в спальнях (у второго курса при всем желании не найти морщинки на застеленных койках не койках, а удобных постелях) и по таблицам успеваемости взводов у второкурсников нет двоечников, много отличников учебы (о таблицах ниже); и практически второгодки не болеют.
Последнее очень важно. Хотя к вступительным экзаменам допускаются только те, кто пройдет медкомиссию и профессионально-психологический отбор (в него входит нервно-психическая устойчивость и способность к обучению), сдаст нормы физической подготовки (подтягивания, приседания, бег), но похвастать абсолютным здоровьем первогодков трудно. Очень уж ослаблены наши дети (нонсенс, но многие родители о болезнях детей узнают лишь на отборочной комиссии). Лицей с его здоровым режимом способствует укреплению здоровья ребят.
Не будем останавливаться на распорядке дня он типичен для закрытых заведений такого рода. Но остановимся на процессе обучения. Кроме общепринятых программой предметов ребята проходят историю украинского войска, основы военной этики, допризывную подготовку 2 ч. в неделю, военную подготовку 1 ч. в неделю, физическую подготовку 3 ч. в неделю (обязательная зарядка не в счет). Как видно из такого расклада, никакой казарменной муштры нет как нет и нарядов вне очереди и гауптвахты. Педагоги помнят, что перед ними дети. Но есть запрет на увольнение при нарушении дисциплины и в случаях неуспеваемости. И есть таблица успеваемости вместо дневника. Такая наглядная таблица оказывается прекрасным стимулом для подтягивания "хвостов" не хочется быть вписанным в нее черной краской, которой проставляются неуды, рядом с красными баллами товарищей; да и есть шанс получить подзатыльник от посетивших лицей родителей (порой скорых на расправу).
В лицее есть ряд специализированных классов класс военно-морской, военно-авиационный, класс обучения защите от средств массового поражения, компьютерный класс. Уже в процессе обучения в лицее ребята могут выбрать для себя конкретную военную специальность.
Кстати, из первого выпуска лицеистов (2001 г.) 54 юноши успешно сдали вступительные экзамены в Одесский институт сухопутных войск, 8 человек поступили в другие вузы (в том числе и гражданские), 2 человека пошли в техникумы и лишь 1, никуда не поступив, устроился на работу.
И если к этому добавить, что лицеисты занимают призовые места на олимпиадах, получили 2-е место на шахматном турнире в области, то остается порадоваться, что для ребят Одесской области создано такое замечательное учебное заведение (всего в Украине 4 таких лицея).
И дело не в том, что здесь ребят, (а среди них много сирот, большинство просто из либо неполных либо малоимущих семей) кормят, одевают и обучают за государственный счет (в Одесском лицее за счет городского бюджета и спонсорской помощи промрынка "Ветеран"). Главное то, что выберая то ли военную профессию, то ли гражданскую ли, они станут Людьми с уже сформированным моральным кодексом.
Недаром, в каникулы ребят тянет в лицей. Недаром, они признаются, что нет уже у них общих интересов с уличными "корешами".
И еще очень важно: они четко видят, что у них есть будущее.
Елена КОЛТУНОВА.