Номер 5 (1200), 14.02.2014
Сегодня государственно-частное партнерство - один из главных двигателей портовой сферы, что позволяет развиваться предприятиям, реализуя инвестиционные проекты. Примером этого является крупнейшая в Украине стивидорная компания ТИС, которая за время своего существования уже инвестировала более 350 млн долларов в различные проекты. Один из этапов развития - железнодорожный разъезд "12-й км", построенный силами Одесской железной дороги при полном финансировании ООО "ТИС".
Аджалыкский лиман принимает суда. Через канал проходит большой сухогруз с зерном. У причалов ТИС грузят руду. Благодаря наличию мощных терминалов, перегрузочных комплексов вкупе с перевозками железной дорогой ТИС перерабатывает около 20 млн тонн груза в год. И это не предел. Но чтобы увеличить грузообороты, нужны подъездные пути. Двадцать лет назад рабочий парк станции Химическая предполагал заход 1,5 поезда. Сейчас 18 поездов в сутки! Чтобы добиться таких результатов, были вложены серьезные инвестиции. Первым этапом большого проекта с Одесской железной дорогой было строительство подъездного пути "18-й - 24- й км". Вторым - открытие нового ж/д разъезда "12-й км" на перегоне "5-й км - 18-й км" участка Черноморская-Береговая. Теперь порт Южный, ТИС, ОПЗ, Бориваж, предприятия, расположенные на Аджалыкском лимане, смогут нарастить грузопотоки до 15 млн тонн в год.
- Партнерство с Одесской железной дорогой, которое мы организовали в свое время, имело большие трудности, потому что никто не знал, как это делать, - отметил Олег Кутателадзе, председатель ООО "ТИС". - Мы вели переговоры, вырабатывали принципы сотрудничества. Мы понимали, что железная дорога должна развиваться. Но государство, к сожалению, не может финансировать ее проекты. Нами был найден компромисс взаимно выгодного сотрудничества. Сегодня дефицит - железнодорожные пары. Было подписано соглашение - после того, как мы запускаем определенный участок, который принадлежит железной дороге, увеличиваем пропускную способность, нам дают гарантированное количество пар, которые движутся в нашу сторону. Cейчас мы стараемся вместе с руководством порта "Южный" своим примером подействовать на всех остальных участников нашего совета порта, чтобы они тоже поучаствовали в развитии порта и пропускной способности станции Черноморская-Береговая, - продолжает Олег Кутателадзе. - Сотрудничая с государством, мы развиваем наши территории и обеспечиваем увеличение грузопотока. Третий этап нашего проекта - станция Южная будет занимать 70 га земли. Уже согласован технический проект. Примыкание будет осуществляться в районе магистрального пути "30-й км" с заходом на станцию Южная. Это будет очередным одиозным проектом, который реализует ТИС. После запуска станции (транспортного узла) мы сможем сортировать вагоны и принимать 55 пар в год, - подытожил глава компании.
Сегодня через ТИС в основном идет экспортный груз. За счет наличия терминалов его общая перерабатывающая способность составляет 35 млн тонн.
Сегодня рассматривается вопрос о строительстве индустриального парка, для которого на Аджалыкском лимане есть все условия. Проект технопарка в Ивановском районе за год так и не сдвинулся с места. В то же время в Коминтерновском районе за 11 месяцев были решены вопросы по отводу земли до сдачи в эксплуатацию крупнейшего терминала по перевалке растительных масел РИСОИЛ-ЮГ, группе компаний, которая уже 10 лет работает в Ильичевском порту. Решение построить современный терминал на территории ТИСа было принято благодаря наличию удобной железнодорожной развязки, которую планируют расширять и развивать.
Отрадно видеть, что частный бизнес смотрит вперед, стараясь активнее инвестировать в развитие отрасли. Методом проб и ошибок, с помощью переговоров у частного бизнеса уже выработаны свои подходы и наработки по программе государственно-частного партнерства, что позволяет двигаться вперед, создавать лучшие условия для привлечения грузооборота.
Инна ИЩУК.
Фото автора.