Номер 04 (1397), 09.02.2018

ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНФЛИКТ

Стратегия по внедрению инклюзивного образования в Украине была утверждена еще в 2013 году. Но "роскошь" водить ребенка с инвалидностью в "обычную" школу до сих пор доступна не всем: из 700 тысяч детей с нарушением психофизического развития только 10 % учатся в инклюзивных классах.


Для справки. Концепция инклюзивного образования предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку как к полноценной личности со своими особыми потребностями.

С одной стороны - на то, чтобы сделать учебные заведения доступными и комфортными для таких детей средств почти не выделяется, с другой - не все родители довольны этой реформой. Что же не так? Мы попробовали разобраться во всем на примере одного класса.

- Инклюзивное образование только на словах хорошо звучит, - рассказывает преподавательница начальных классов Виктория. - На практике же в классе сидит около тридцати детей, у каждого из которых свои интересы, свой "запас усидчивости", свой темперамент. Если я начну учитывать потребности каждого, мы не научимся ничему. Для таких детей должна быть разработана специальная программа, соответствующая их нуждам. Ничего подобного в нашей школе пока что нет, дети с инвалидностью просто сидят в классе. Я считаю, что среди здоровых детей ребенку с инвалидностью находиться опасно - его могут серьезно покалечить. Не со зла. Просто это дети, они бегают, бросаются портфелями, толкают друг друга.

Точно так же рассуждали и родители Светланы, переходя на домашнее обучение, но ошиблись.

- Детей нужно сразу приучать к тому, что бывают разные люди, - делится своим опытом ее отец. - Вечно сидеть дома ребенок все равно не сможет, но когда мы попробовали вернуться в школу, в классе к ней отнеслись нехорошо.

Все, что отличает Свету от других детей, так это походка. Но и этого оказалось достаточно, чтобы она стала изгоем в классе. В Норвегии это поняли уже давно: еще в 1990-х годах все специализированные интернаты были закрыты и фактически любая школа является инклюзивной. Некоторых детей объединяют в классы, основываясь на продиктованных диагнозом нуждах, некоторые учатся вместе со здоровыми учениками. Но на некоторых уроках и на переменах все дети могут свободно общаться друг с другом. Может быть, из-за этого в Норвегии почти нет проблем со школьной травлей?!

Родители детей, которые учатся в одном классе со Светой, настроены категорично: школа нужна для учебы, а не для сомнительных социальных экспериментов. Они уверены в том, что ребенок с инвалидностью будет мешать учебному процессу своим поведением, отвлекать других учеников и "травмировать своим видом" (дословная цитата). Некоторые вспоминают собственный негативный опыт, совершенно не отделяя проблем с опорно-двигательным аппаратом (как у Светы) от ментальных расстройств. Действительно, дети могут быть "неудобными", в том числе и для администрации.

К необходимости обучать в своих стенах всех желающих в данной школе подготовились основательно: редко где в наших школах можно увидеть правильно оборудованный пандус и даже - сенсорную плитку под ногами. Тем не менее реформы хватило только до дверей, внутри же школа осталась прежней. То есть, зайти в эту школу может каждый ребенок и, возможно, он даже будет спокойно находиться в коридоре первого этажа. Но в классах - высокие пороги, к кабинетам учителей-предметников ведут лестницы с крутыми ступеньками.

- Такая обстановка опасна для всех: скользкие полы, высокие ступеньки и пороги легко становятся источником ушибов и переломов, когда дети торопятся в столовую или на урок, - рассказывает завуч по воспитательной работе, - но, к сожалению, сделать все и сразу мы не можем, это вопрос капитального ремонта во всем здании. Мало кто из родителей задумывается о том, насколько такие перемены важны для безопасности детей: мы выросли в таких же школах, многие из родителей учились в этих стенах и, как показывает опыт, живы-здоровы. О конфликте в третьем классе завуч рассказывает неохотно, списывая все на неготовность общества.

Школьный психолог изо всех сил старается уладить конфликт миром, отмечая, что, несмотря на неподготовленность учителей и родителей к новым правилам игры, эта ситуация - хороший повод начать действовать.

- Многие западные психологи говорят о важности воспитания уважения к различиям между людьми, - говорит психолог. - Пока дети маленькие, наладить контакт несложно. По мере взросления они и сами будут все сильнее отличаться друг от друга: вкусами, интересами, да хотя бы манерой одеваться. Некоторые старшеклассники дерутся даже из-за "неправильной" музыки в телефоне, кого-то начинают травить за "неправильную" прическу или рюкзак. Это все - последствия того, что детей с детства приучают быть одинаковыми и делить всех на "нормальных" и "ненормальных". Даже если мы сами не готовы принять мир во всем разнообразии, мы просто обязаны показать его нашим детям именно таким.

Искренне надеюсь на удачное разрешение этого конфликта; какими бы трудными не были реформы, они нужны всем. В Украине все чаще говорят о дискриминации, "языке вражды" и преступлениях на почве ненависти. А закладывается это все со школьной скамьи, с самого детства.

Имена героев этой статьи изменены по этическим соображениям.

Екатерина КАСЬКО.

Эта статья признана одной из лучших на конкурсе журналистских работ "Невидимые".