Номер 04 (800), 03.02.2006

К 250-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

"ТЫ, МОЦАРТ, БОГ..."

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...

А.С. Пушкин.

Вольфганг Амадей Моцарт – наверное, нет имени, которое было бы столь почитаемо музыкантами и любителями музыки. Фигура Моцарта-композитора как будто соткана из парадоксов, не всегда вмещающихся в рамки обыденного человеческого сознания. За неполные 36 лет им было написано более шестисот произведений во всех музыкальных жанрах, причем в каждом созданы шедевры, – уникальная, удивительная статистика. Музыка Моцарта одинаково восхищает дилетанта и знатока, его мелодии в равней степени просты и изысканны, в произведениях сочетаются эмоциональная открытость и интеллектуальная напряженность, блестящее остроумие и возвышенная патетика. Пушкин точно уловил нерв моцартовского мироощущения: "Я весел... Вдруг: виденье гробовое, внезапный мрак..." Соединение несоединенного. Не из парадоксов ли его личности вырос один из наиболее живучих мифов о Моцарте – "гуляке праздном", сочинявшем легко, не задумываясь, повинуясь божественному вдохновению, жившем беззаботно?

Действительно, одаренность Моцарта, как говорится, "от Бога", феноменальна, она ярко проявилась уже в раннем детстве. О сыне скрипача и капельмейстера из провинциального австрийского городка Зальцбурга рассказывали, что он с трех лет начал импровизировать на клавесине, самоучкой освоил скрипку, а в четыре уже сочинял музыку. Причем не просто подбирал по слуху, а записывая в партитуру разные голоса разных инструментов. Правописание не поспевало за музыкальной фантазией, на лист то и дело падали кляксы, которые приходилось слизывать языком.

Поездки по странам Европы принесли триумфальную славу вундеркинду из Зальцбурга.

К 15-ти годам Моцарт – автор уже многих произведений для различных инструментов. Однако слава Моцарта-ребенка не стала гарантией последующего прочного жизненного положения. Юношеские годы были тревожны. Унизительная зависимость от зальцбургскоге архиепископа, на службе которого состояли сын и отец Моцарты, безуспешные попытки устроиться в других городах, поиски заказов на оперы дополнялись личными переживаниями – потерей горячо любимей матери, первой безответной влюбленностью.

Росло мастерство, выковывался характер. Двадцатипятилетний Моцарт демонстративно рвет с опостылевшей службой у архиепископа и становится первым в истории музыки свободным художником. Мещанин по рождению, он обладал обостренным чувством собственного достоинства. "Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе", – писал Моцарт отцу. Путь его лежит в Вену – блестящий, шумный город, настоящий перекресток Европы. Здесь смешивалась разноязычная речь, нравы, вкусы, мелодии различных народов. Все более отчетливо заявляла о себе идея развития национального австрийского искусства, особенно оперного театра, который поддерживал и "просвещенный монарх" Иосиф II.

Венский дебют Моцарта как нельзя лучше ответил веяниям времени. Такой остроумной, веселой, но вместе с тем лиричной и тонкой музыки, как в зингшпиле "Похищение из сераля", венцы еще не слышали. Правда, Иосифу II, несмотря на его просвещенность, не хватало вкуса и разумения, чтобы оценить моцартовское творение: "Слишком хорошо для наших ушей и ужасно много нот, мой милый Моцарт". Моцарт возразил: "Ровно столько, сколько нужно, ваше величество". Он был счастлив в это время. Удачная премьера совпала по времени с его женитьбой на Констанции Вебер, тезке главной героини "Похищения из сераля".

Жизнь композитора, не обремененного официальной службой, не была легкой, но давала ему больше свободы для осуществления своих замыслов. В Вене было написано гораздо меньше, чем в предыдущие годы, но практически каждое сочинение можно оценить как шедевр: и оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины", "Волшебная флейта", и симфонические и камерные произведения. Был ли счастлив Моцарт в эти годы? Он любил жену и детей, друзей, чаще всего далеких от сферы профессиональной музыки, но находил удовольствие в беседах с Гайдном во время его приезда в Вену, даже посвятил ему цикл так называемых "гайдновских квартетов". (Впоследствии Гайдна, Моцарта и Бетховена назовут "венскими классиками"). В последние годы не был избалован достатком, но не терял вкуса к жизни к творчеству.

Моцарта похоронили в общей могиле, след которой ныне утерян. Обряд был более чем скромен, хотя и соответствовал "общественному статусу" композитора, не имевшего высоких чинов и стоящего на грани нищеты. История наделила его бессмертием.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.